Ваш город: ,
78 92 11

Жизнь в коридоре: как конфликт в Иране повлиял на МТК «Север-Юг»

77
3 минуты

Ирано-израильский конфликт, казалось бы, должен вызвать пессимизм у участников проекта международного транспортного коридора «Север-Юг». Однако произошло совсем наоборот. Все заинтересованные стороны, в том числе, в СКФО и ЮФО, заявили о перспективности проекта. Более того, инвесторы из Ирана прощупали почву для размещения порта в Калмыкии.

Жизнь в коридоре: как конфликт в Иране повлиял на МТК «Север-Юг»

Фото: freepik.com/
Поделиться
12-дневный конфликт Израиля и Ирана не затронул железнодорожную и портовую инфраструктуру, включенную в коридор «Север-Юг». И, судя по заявлениям представителей транспортных компаний в Telegram, грузоотправители и грузополучатели не заморозили контракты. То, что конфликт не повлиял на грузопоток, «Эксперту Юг» подтвердили в компании «Инфра проекты». Тем не менее, в начале конфликта не было понятно, сколько он может продлиться и какой примет масштаб. Как, впрочем, и сейчас нет ясности, не продолжится ли конфликт в ближайшее время. Тем необычнее воспринимается визит делегации бизнесменов из Ирана в Калмыкию.

Лагань к Солянке

Иранцы посетили несколько потенциальных площадок для размещения логистического комплекса в Элисте и дали понять, что рассчитывают на возведение порта в Лагани. Местные СМИ сообщали, что представитель консорциума иранских компаний, развивающих проект «Север-юг», Бахрам Бахрамсири заявил о готовности иранских инженеров прибыть в РФ для подготовительных работ. Каспий возле Лагани не замерзает в зимний период, что дает возможность порту работать круглогодично, пояснил Бахрамсири. Иранцы рассчитывают на расширение экспорта зерновых из РФ и на импорт собственной аграрной продукции.

Отметим, что в Калмыкии местные власти начали говорить о Лагани как потенциальном каспийском порте в начале 2020-х. К заявленному проекту присоединился потенциальный инвестор из РФ. Но затем о проекте на некоторое время забыли.

Впрочем, сейчас сложно отделить политику от реальных инвестиционных заявок. «Приезд в Калмыкию – большая странность. Там отсутствует проект для инвестиций», – поделился мнением управляющий партнер компании «Инфра проекты» Алексей Безбородов. Иными словами, визит иранцев не означает, что завтра они начнут вкладывать в новый порт средства. Хотя само внимание говорит о том, что коридор «Север-Юг» актуален и в период конфликтов. Важно и то, что иранцам принадлежит часть порта Солянка в Астраханской области.

К этому можно добавить, что на прошлой неделе глава Дагестана Сергей Меликов и руководители Махачкалинского морского порта заявили о том, что дагестанская гавань намерена увеличить объемы экспорта и импорта по Каспию из Ирана и Индии.

Не ушли из Ирана

Отметились высказываниями о перспективах МТК «Север-Юг» и федеральные чиновники. В том числе, руководитель РСПП Шохин на Евразийском экономическом форуме в Минске заявил, что в перспективе к проекту МТК «Север-Юг» может присоединиться Монголия. А руководитель МИД РФ Сергей Лавров во время визита в Туркменистан заверил республиканские власти, что считает МТК «Север-Юг» одной из основ для развития торговых связей на евразийской территории.

Вице-премьер РФ Виталий Савельев сообщил, что российские инженеры, участвующие в проекте прокладки железной дороги Астара-Решт, не уехали во время конфликта из Ирана. «Мы ничего не ожидаем, мы работаем. Мы ничего не прекратили, наши люди не уехали», – процитировало Савельева агентство ТАСС.

Эксперты склонны считать, что большей сложностью для проекта является не продолжающийся годами конфликт на Ближнем Востоке, а несогласованность действий властей участвующих в проекте стран. И также проект замедляется из-за инфраструктурных узких мест. Участок железной дороги Астара-Решт должен улучшить ситуацию с транспортировкой грузов из Ирана в Азербайджан после 2028 года. Однако, как считают аналитики N.Translab, полностью реализовать потенциал участка сразу не удастся, поскольку пропускная способность железной дороги Азербайджана ограничена 10 млн тонн грузов в год. Впрочем, по разным оценкам, при реализации оптимистичного сценария, включающего кроме расширения железнодорожных веток обновление портовых мощностей и флота, экспорт и импорт по коридору «Север-Юг» может достичь 50 млн тонн к 2040 году.
 
0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .