103 105 14

5 событий 2024 года на Юге, которые повлияют на 2025-й

733
4 минуты

Экологическая катастрофа на Черном море, смена губернатора Ростовской области, строительство дороги «Джубга — Сочи», выбытие крупнейшего донского торговца зерном, выход на Юг ГК «Самолет», крупнейшего в России девелопера. «Эксперт Юг» отобрал пять событий 2024 года, которые сильно повлияют на год наступивший.

5 событий 2024 года на Юге, которые повлияют на 2025-й

Владимир Козлов, главный редактор журнала «Эксперт Юг» // Фото: Станислав Бурдон
Поделиться
Подводя итоги года, можно попытаться выделить несколько событий, которые уже оказали, а главное — ещё окажут значительное влияние на деловую жизнь региона. Ранее «Эксперт Юг» назвал людей года на юге России в 2024 году, выделил сделки года, озвучил прогнозы года

Смена губернатора Ростовской области

Уход в начале ноября Василия Голубева с поста губернатора и назначение временно исполняющим обязанности Юрия Слюсаря, бывшего главы Объединенной авиастроительной корпорации, закладывает основания для ротации региональных элит в 2025 году. Она, казалось бы, началась в первые же дни, причём оказалась подкреплена арестом бывшего заместителя губернатора и министра транспорта Виталия Кушнарева. Однако главные изменения ожидаются после выборов, которые в случае успеха позволят Слюсарю избавиться от приставки «врио» и закладывать фундамент для многолетней работы.  Пока же Юрию Слюсарю, который впервые примерил на себя роль руководителя региона, приходится скорее опираться на сложившийся управленческий аппарат. Впрочем, и новые акценты просматриваются. В ноябре Юрий Слюсарь заявил о создании в регионе координационного совета по промышленности, что показывает, как будет развиваться повестка в регионе, где у Минпрома сильных позиций при Голубеве не было. Ревизия разрешений на строительство, законодательное оформление полномочий по управлению агломерацией — еще один знак перемен в стратегической для региона области. 

Слюсарь Юрий.jpg
Поделиться
Врио губернатора Ростовской области Юрий Слюсарь // Фото: Правительство Ростовской области

Торговый дом «РИФ» перестал существовать 

По итогам 2023 года ТД «РИФ» был крупнейшей компанией Ростовской области с выручкой около 300 млрд рублей. Несколько лет именно «РИФ» возглавлял рэнкинг крупнейших экспортёров зерна в России. Весной ТД «РИФ» был переименован в «Родные просторы» на фоне неожиданных проблем, которые возникли у компании: Россельхознадзор начал массировано разворачивать готовые к отправке на экспорт суда, заявляя о несоответствии продукции требованиям стран-получателей. На этом фоне обычно непубличный владелец «РИФа» Петр Ходыкин дал несколько интервью, заявляя о том, что компания готова судиться с ведомством, но при этом практически прекратила закупочную и экспортную деятельность. В результате вдвое снизились отгрузки на экспорт из Азовского порта. В новом сельхозсезоне, который начался в 2024 году, «Родных просторов» нет даже в пятёрке лидеров.    Скорее всего, по итогам 2024 года, корпоративный лидер Ростовской области по объему выручки сменится. 

«Самолёт» масштабно вышел на Юг

В этом году группа компаний «Самолёт» — самый крупный девелопер страны, по данным Единого реестра застройщиков — вышла на юг России, сразу в Ростовскую и Астраханскую области. Так, по итогам ПМЭФ-2024 было подписано соглашение о строительстве в Ростовской области жилого района на площади 650 тысяч кв. м. В течение 18 лет крупный девелопер готов инвестировать в этот проект 101 млрд рублей. Этот проект в перспективе делает ГК «Самолёт» крупнейшим застройщиком Ростовской области, на сегодняшний день лидерство у ГК «ЮгСтройИнвест» (526 тысяч кв. м в процессе строительства). Ещё один регион, в который входит компания, — Астраханская область, с руководством которой был подписан договор о сотрудничестве в рамках комплексной застройки территории. Ждёт согласования кубанский проект «Самолёта» — город-курорт в районе Таманского полуострова на площади 3 тысячи гектаров.

Экологическая катастрофа десятилетия

Главным южным сюжетом декабря 2024 и января 2025 года, о которой мы уже не раз написали, стал разлив мазута в результате крушений двух танкеров около Керченского пролива. Пятно мазута уже в первые дни охватило около 50 километров побережья в Краснодарского края, а в январе добралось до Севастополя. Только через две недели катастрофа была признана национальной, когда стало ясно, что край и десятки тысяч волонтеров не справляются со сбором выброшенных на берег нефтепродуктов и спасением птиц. Весь этот месяц власти, МЧС и волонтеры, можно сказать, тушили экологический пожар, а на главные вопросы — это влияние катастрофы на туристический поток будущего сезона, а также на развитие Анапы. Катастрофа показала, как легко на самом деле поставить крест и на том и на другом, если не начать беречь море более эффективно. Напомним, проект мегакурорта «Новая Анапа», мастер-план которого уже разработал Туризм.рф, оценивает объем инвестиций в проект до 2036 в примерно в 460 млрд рублей. И это не считая того, что среда для ряда отраслей — например, выращивания морепродуктов — отравлена как минимум на десятилетие. 

Волонтеры, Кубань.jpg
Поделиться
Работы по сбору мазута на побережье идут полным ходом // Фото: администрация Краснодарского края

Строительство дороги «Джубга — Сочи» началось 

Главное — эта дорога стоимостью 1,4 трлн рублей должна сократить время в пути на указанном отрезке с 7 часов до полутора. Фактически это очередной мегапроект, который заполучила Кубань. Общая протяжённость трассы составит всего 130 километров, но технически это необычайно сложный участок — так, протяженность двух главных тоннелей в районе Адлера составит 12 километров. Стройка началась весной 2024 года, буровые установки прямо сейчас грызут горы, чтобы сделать курорты юга России доступнее. Завершить строительство планируется в 2029 году.
0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .