Автор — доцент кафедры экономики и финансов ВИУ РАНХиГС, к.э.н.
В России, начиная с 2020 года, Банк России также проводит анализ состояния экономики регионов в соответствии с рисками инфляции. Основой данного отчета являются качественные методы анализа, учитывающие предпочтения потребителей различных регионов России. По мнению представителей Банка России, это «позволяет дополнить официальные статистические данные оценками бизнеса, аналитиков, отраслевых объединений, выделить в экономиках регионов зарождающиеся тренды». В частности, данный мониторинг позволяет оценить уровень инфляции в каждом из регионов. В России антиинфляционные меры на региональном уровне имеют ряд особенностей. Частично они связаны и с методикой определения данного показателя.
Инфляция является одним из основных макроэкономических индикаторов, на основе которого принимают решения экономические агенты. Большая часть из них воспринимают ее официальный уровень как заниженный. Данную ситуацию можно объяснить тем, что при расчете показателя инфляции учитывается динамика цен на ограниченный перечень товаров и услуг. Для устранения данного недостатка в начале 2021 года представители Росстата заявили об увеличении числа товаров и услуг, оцениваемых при расчете инфляции. Необходимость данных мер также объясняется изменениями в потреблении россиян. Поэтому в этот перечень включили стоимость подписок на он-лайн сервисы, оплату туристических услуг и т. д.
Указанные изменения не предполагают существенного отклонения уровня инфляции от предыдущих, рассчитанных по прежнему методическому подходу.
Во-первых, в этом случае не будет обеспечиваться сопоставимость уровней инфляции в различные периоды времени. Данной ситуации допускать нельзя, поскольку уровень инфляции является базовым макроэкономическим индикатором, применяемым при прогнозировании направлений денежно-кредитной политики, определении значения индексации социальных выплат, оценки реальной доходности государственных инвестиционных накоплений и т.д.
Во-вторых, методика предполагает оценку по группам товаров и услуг, а не по их конкретным видам. В этом случае возможна ситуация усреднения динамики цен в рамках одной группы. Данная причина также может объяснять различия в восприятии инфляции различными категориями населения и бизнеса.
В-третьих, необходимо понимать, что далеко не все группы населения являются потребителями товаров услуг, включенных в обновленный список Росстата – в частности, это проживание в 5-звездочных отелях, оплата экскурсий на зарубежных курортах и регулярная покупка градусников или одноразовых шприцев. При отсутствии постоянного потребления по указанным позициям динамика цен потребителем, скорее всего, окажется незамеченной, что также окажет влияние на рассчитанный официальный уровень инфляции. В большей степени это касается услуг, слабо представленных в малых населенных пунктах, либо не представленных вовсе – например, каршеринг.
Также следует учесть, что по ряду услуг, включенных в обновленный перечень, возможно колебание стоимости, вызванное валютным фактором – прежде всего, это стоимость путевок по зарубежным направлениям отдыха. Исходя из этого можно предположить, что новый перечень товаров и услуг позволяет в большей степени отразить предпочтения российских граждан, но при этом ожидать существенного изменения официального уровня инфляции только из-за изменения методического подхода, не следует, что может привести к отклонению между ожидаемой и реальной инфляцией.