Для широкой общественности разговоры об объединении Ростова-на-Дону с Аксаем и Батайском стали неожиданностью. Тема была вброшена в СМИ в декабре: председатель общественного совета при правительстве Ростовской области Николай Кузнецов вдруг заявил, что жители Аксая и Батайска «давно пишут письма» на имя губернатора и президента с просьбами сделать их ростовчанами. Тема была вынесена общественным советом на уровень правительства области. В январе казаки в Аксае уже проводят митинг против объединения. А 18 января подписано постановление правительства Ростовской области о создании межведомственной рабочей группы во главе с замом губернатора Василием Рудым для решения вопроса – в составе исключительно высокопоставленные чиновники.
Главный вопрос — откуда такая резвость и радикальность после десятилетий размышлений о том, как надо развивать ростовскую агломерацию и как Ростову не хватает земель для строительства в чистом поле?
Главная версия — перед нами запуск давно созревавшего плана того, как Ростов-на-Дону будет превращаться в первый на юге России мегаполис, отрываясь тем самым от Краснодара, который в сентябре объявил себя миллионником. Часть донских элит восприняла заявление южного соседа весьма ревностно – они восприняли это событие скорее как ловкий трюк. И придумали свой. И он показался, похоже, весьма своевременным для политического позиционирования губернатора Ростовской области.
Подробности того, что именно планируется, мало кому известны. Прорабатываются сценарии. Если присоединение Аксая – тема вполне естественная, учитывая, что город активно развивается на восток: за последние восемьдесят лет поглотил Нахичевань-на-Дону и Александровку. Но речь, возможно, идёт не только об Аксае, а о заметном фрагменте Аксайского района, расположенном вдоль трассы М4. Правда, и тут есть осложнения – если отхватить всё, на что сердце смотрит, придётся разорвать район на две части, что нереально. При этом в каждой из оставшихся частей будут территории, которые можно назвать бесперспективными для городского развития.
Тема же Батайска кажется искусственной. Несмотря на то, что Ростов благодаря чемпионату мира по футболу привёл масштабные районы на левобережье Дона, пойма реки осталась поймой, то есть – потенциально затапливаемой территорией, для которой годятся разве что объект рекреационного типа. Это значит, что Ростову будет сложно двигаться в сторону Батайска. Более того, сам Батайск эксперты считают территориально зажатым городом, в нём нет потенциала территорий для нового масштабного строительства.
Что конкретно даст это объединение, говорить рано. Достаточно пока знать, что Ростов-на-Дону может в результате одного росчерка пера вырасти примерно на 250 тысяч человек — и оторваться, наконец, от наступающего на пятки Краснодара.
У происходящего есть и другой контекст. В октябре прошлого года по итогам Программы обучения управленческих кадров, инициированной администрацией президента России и реализованной на базе РАНХиГС, команда из Ростовской области взяла Гран-при с проектом «Ростов-на-Дону – первый мегаполис юга России». Команда из Краснодарского края на том же конкурсе представляла проект развития краснодарской агломерации.
Основная идея донского проекта — развитие ростовской агломерации как точки привлечения людей за счёт умной миграции и её увеличение к 2030 году с 2,4 до 3 млн человек. Идеология подхода вполне укладывается в логику активно обсуждавшейся в тот момент Стратегии пространственного развития страны, согласно которой роль локомотивов экономического развития должны взять на себя 14 крупнейших агломераций. Позднее эта стратегия была достаточно жёстко раскритикована именно за это желание, сделав ставку на несколько точек роста, перестать бороться за всё остальное пространство.
Однако идеи уже успели пустить корни в регионах – здесь услышали посыл о том, что чем ты крупнее, тем больше ты получаешь ресурсов, как из федерального центра, так и из других источников.
Вот только агломерация – образование, для которого до сих пор в России не найдено механизма управления. Вернее, российские законодатели говорят, что 131-ФЗ оговаривает возможность регулирования функционирования городских агломераций в рамках межмуниципального взаимодействия. Для этого создают советы муниципальных образований. Такой существует и в Ростовской области. Говорят, что он не работает. По какой именно причине, понять трудно. Для другого сценария в области управления агломерацией нужно было бы какое-то новое законодательное решение, которое позволило бы бюджетам разных территорий в складчину делать инфраструктурные проекты – сейчас за такое сажают. Попытки законодательных инициатив в области управления агломераций предпринимались в последние годы Саратовской и Воронежской областями, Краснодарским краем – процесс идёт. И неизвестно, сколько он будет идти. На Дону решили, по всей видимости, выиграть время и укрепить ядро ростовской агломерации кавалерийским наскоком. И ведь у города действительно есть такая возможность в виде непосредственно примыкающих небольших городов. Не будь их, объединение с Азовом или Новочеркасском вряд ли бы кто-либо рассматривал всерьёз. Если инициатива, подаваемая как ответ на народные чаяния, пройдёт, область получит преимущество в сфере агломерационного развития — возможность развивать территории, входящие в агломерацию, уже как городские, закладывая в решения более далеко идущие планы.
Рассказывают, что в октябре при вручении команде из Ростовской области диплома победителя конкурса один уважаемый человек вслух произнёс, что, если регион осуществит то, что задумал в проекте, Ростов-на-Дону станет третьим в стране экономическим центром. Можно представить, как эта мысль понравилась губернатору. Мысль действительно прекрасная, только вот прирезка территории – это самый лёгкий пункт программы.