* Автор — создатель и генеральный директор сети «МастерСлух»
Поделиться
Логика Минпромторга понятна: откликаться на инициативы. И инициативы-то хорошие! Отечественным производителям выделили деньги. Объемы производства продукции увеличились. В том числе - в сфере реабилитации. Изделия сделали и даже запустили в продажу. Хорошо? Хорошо. Только на выходе почему-то они получались похожими на китайские. И сильно дороже. Это касается и кресел-колясок, и слуховых аппаратов, и другой продукции. Не в укор отечественному производителю: он не виноват, его действительно нужно поддерживать!
Цель Минпромторга — развитие. Развитие — это хорошо. Если под развитием понимать освоение бюджетных средств и субсидий, то Минпромторг справляется. А если посмотреть, сколько летает отечественных самолетов, то здесь угол другой. Владимир Владимирович Путин, например, считает, что самолетов недостаточно. А за самолеты отвечает Минпромторг. Но самолет невозможно создать «с нуля», даже если есть много денег и план.
Слуховой аппарат ненамного проще, чем самолет. Возьмем Китай и Индию — огромные рынки, мощные экономики. Существуют индийские и китайские слуховые аппараты. Но они абсолютно не пользуются спросом вне этих территорий. Потому что нет опыта, специалистов, технологий и элементной базы.
Поэтому я считаю, что деньги перспективнее было бы направлять на помощь конечному человеку с инвалидностью. Потому что продукция в конечном счете должна решать его проблемы. Второе перспективное направления вложений — обучение, воспитание специалистов, которые умеют работать с продуктом, обслуживать его.
Сурдоакустиков, которые умеют обслуживать инвалидов, какие бы ни были у них слуховые аппараты, хорошие или плохие, отечественные или импортные - в стране готовят... три месяца, причем на курсах повышения квалификации. В Германии, для сравнения, обучение длится четыре-шесть лет. Специальность глубоко изучают именно как медицинскую.
Поэтому я убежден, что человеку с инвалидностью, которого ставят во главу угла при принятии таких инициатив, нужно самому дать возможность «выбирать рублем». И если отечественный производитель, поддерживаемый такими инициативами, начнет выпускать прекрасный продукт по соотношению цена-качество, нет сомнений, что потребитель выберет именно его. И тогда позитивный результат от таких инициатив будет стремиться к максимуму.