97 101 13

На Юге электрозарядная инфраструктура развивается быстрее в тех регионах, где есть поддержка энергосбытовых компаний

807
7 минут

По итогам 2024 года в России установили примерно на 20% меньше электрозарядных станций, нежели было предусмотрено дорожной картой. На Юге этот рынок наиболее активно развивается в Краснодарском крае и на Ставрополье – в регионах, где в создании зарядной инфраструктуры заинтересованы энергосбытовые компании. В Ростовской области этот процесс происходит гораздо медленнее. Почему Дону нужна региональная программа для установки электрозарядных станций и какие проблемы возникают сегодня у операторов, «Эксперту Юг» рассказал Евгений Долматов.

На Юге электрозарядная инфраструктура развивается быстрее в тех регионах, где есть поддержка энергосбытовых компаний

Поделиться
*Евгений Долматов, директор ООО «Скат-Электро»

Наш проект «Скат-Электро» стартовал более полутора лет назад в рамках группы компании «Бастион», ростовского производителя электротехнической продукции с более чем 30-летним опытом. Сегодня, как и тогда, мы следим за развитием этого рынка, общаемся со всеми нашими коллегами, которые производят зарядные станции и решения для зарядной инфраструктуры из других регионов.

Также мы смотрим на европейский опыт, на опыт Китая – встречались с местными производителями. Они рассказывали, как функционирует зарядная инфраструктура у них, какие есть нюансы в этой сфере. Для нас это важно, поскольку большая часть завезенных в Россию электромобилей китайского производства, и мы понимаем, что наши станции, наши решения должны корректно работать с этими автомобилями.

Для заправки электромобилей в новостройках не хватает мощностей

Стоит добавить, что за последнее время увеличилось количество запросов от частных клиентов, которые проживают в многоквартирных домах, по поводу установки элеткрозаправочных станций. Соответственно, мы в свою очередь инициировали взаимодействие с застройщиками, с управляющими компаниями, чтобы озвучить всю актуальную информацию.

Наши собеседники подтвердили, что есть запрос от владельцев и тех, кто только собирается приобрести электромобиль, как его заряжать, как подключать зарядные станции и т.д. И здесь мы упираемся в две проблемы. В первом случае на парковке образуется какое-то количество электромобилей, и они хотят все одновременно заряжаться, а, как правило, выделенных застройщиками мощностей для этого недостаточно.

В этом случае кто-то из жильцов прячет зарядные станции, например, в багажник, заряжается незаконно, что негативно влияет на другие машины, на общую систему энергоснабжения. В результате могут отключаться, выходить из строя какие-то приборы и системы, а это неправильно. Это вызывает недовольство других жильцов, но, к сожалению, такие вещи периодически мы наблюдаем.

Есть два варианта решения этой проблемы. Первое — запросить технологическое присоединение, оплатить его. Иногда это бывает совершенно недоступно для владельцев электромобилей, потому что процесс этот долгий, обходится недешево, к тому же, приходится сталкиваться с бюрократическими проволочками.

Здесь нужно учитывать и законодательный момент: если изначально в проекте жилого комплекса этот пункт не закладывали, то нужно проводить общее собрание жильцов. Но они тоже не всегда в теме и не всегда хотят голосовать за эти изменения. Поэтому, конечно, мы призываем застройщиков сейчас закладывать дополнительные мощности и проектировать многоквартирные дома уже с учетом зарядной инфраструктуры, чтобы проще потом было эти зарядные станции устанавливать и удовлетворять запросы владельцев машиноместа и арендаторов.

В ситуациях, где дополнительные мощности, в том числе и самим застройщикам, получить проблематично, из-за дорогого технологического присоединения, трудоемкости, географических особенностей местности и т.д., нужен другой вариант решения проблемы. Поэтому мы находимся в процессе создания системы, состоящей из комплекса зарядных станций, встроенной системы балансировки мощности и накопителем электроэнергии.
На эту тему
Заправки будущего: как на Юге развивается рынок электрозарядных станций
Поделиться

Эта система позволит оптимизировать расходы при установке электрозарядок. И при этом она очень щадящая: днём, когда нагрузка минимальная, происходит заполнение накопителя электроэнергии - он тоже абсолютно безопасен. Когда нагрузка возрастает вечером, люди приезжают домой с работы и им надо зарядиться, они используют часть мощности из общей сети и пополняют нехватку из этого накопителя. Тем самым, комфортно заряжаются электромобили, и комфортно тем людям, которые живут в этом доме.

Аналогичные решения с балансировкой есть не только у нас, но и у других производителей. Такие технологические решения сегодня востребованы. Дальше останется вопрос в качестве, в уровне сервиса, в обслуживании этой системы.

Конечно, здесь также важен вопрос цены, чтобы эти системы были доступны и для управляющих компаний, если они готовы сами их устанавливать, либо для тех операторов, которые берут эти системы под управление.

Если подытожить, то мы видим два решения: первое - система с балансировкой мощности, которая есть; второе решение - балансировка мощности с накопителем.

Ростовской области нужна программа для развития зарядной инфраструктуры

На первых порах для запуска таких решений будут необходимы некоторые меры государственной поддержки, поскольку сейчас программа субсидирования, которая была запущена ранее, остановлена. Сегодня идет пересмотр новых условий, новых требований. В дальнейшем будет расширен список зарядных станций и технических особенностей. Останется, однозначно, требование к производителю, чтобы это было российское предприятие. Так как у нас максимальная локализация происходит на площадке в Ростове-на-Дону, то мы уверены, что в этом плане будем соответствовать выдвинутым условиям.

Но пока мы, конечно, находимся в неком подвешенном состоянии, ожидая обновленные требования, которым мы должны соответствовать. Поэтому сейчас взята небольшая пауза, мы занимаемся завершением разработок и озвученных мной решений.

За последние год-полтора в Ростове, Ростовской области и на юге в целом появилось достаточно много зарядных станций постоянного тока. Это быстрые зарядные станции мощностью 150 киловатт, которые попадают под субсидию. В связи с этим в наш регион заходят региональные и московские компании, активно устанавливают станции. Мы видим, что уже возникает определенная конкуренция.
На эту тему
Евгений Долматов: "Электрозаправочные станции на Юге больше не воспринимают как некую экзотику"
Поделиться

И это, наверное, хорошо, потому что рост конкуренции на этом рынке позволяет делать предложение и инфраструктуру более удобной. Хотя, зачастую мы видим, что в погоне за этой субсидией многие производители и операторы довольно халатно относятся к выбору мест, обустройству. Из-за этого водителям приходится из грязи доставать кабель, либо станция вообще не работает, к ней трудно подъехать, нет навеса и т.д.

Навес в летнее время создает тень, а в зимнее время, соответственно, защищает от снега, дождя и, в том числе от ветра. Поэтому мы обратились в правительство Ростовской области с инициативой создать рабочую группу и организовать региональную программу развития зарядной инфраструктуры. Подобная программа уже реализована в Москве, в Сибири. То есть, есть уже определенный опыт, которые мы можем реализовать у нас. Правительство нас поддерживает, поэтому мы будем совместно проводить эту работу.

На Кубани и на Ставрополье рынок электрозаправок развивается быстрее

Однозначно, Краснодарский край в этом плане развивается стремительнее, потому как там есть один из генеральных операторов, который это развивает, - АО «НЭСК». Они молодцы, двигаются активно, так как сами являются энергосбытовой компанией, понимают все тонкости и нюансы при развитии зарядной инфраструктуры.

В Ростовской области крайне медленно развивается зарядная инфраструктура. Например, если посмотрим на тот же Ставропольский край, там ПАО «Ставропольэнергосбыт» тоже стали операторами и развивают зарядную сеть. Они знают, где у них мощности есть, где это все грамотно обустроить. Поэтому в тех регионах, где со стороны энергосбытовых компаний есть поддержка, этот рынок развивается быстрее и создается необходимая зарядная инфраструктура.

В любом случае, если смотреть на глобальный проект, на дорожную карту, которая принята в России в рамках Концепции по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта в Российской Федерации  на период до 2030 года, то по итогам 2024 года, конечно, Ростовская область не дотягивает до целевых показателей. Ну и в среднем по России установлено зарядных станций гораздо меньше, процентов на 20, чем это было предусмотрено в рамках дорожной карты.

Если сейчас программа субсидирования будет оперативно обновлена и будут услышаны пожелания производителей, операторов, то в 2025 году может произойти достаточно хороший скачок. Несмотря на то, что утильсбор подняли, и сейчас он достаточно высокий, в Россию продолжают завозить гибридные автомобили. Они очень нравятся нашим людям, так как имеют большой запас хода, их можно заряжать и на зарядных станциях медленного типа, и на зарядных станциях быстрого типа. Этот тренд сохраняется. Сегодня по России чуть больше 90 тыс. автомобилей, работающих на электротяге, это на порядок выше, чем годом ранее. По моим прогнозам, по итогам 2025 года мы будем наблюдать двойной прирост.
0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .