
Количество алкомаркетов растет на фоне общего сокращения потребления алкоголя в России последние годы // Фото: freepik
Поделиться
Борьбу с алкомаркетами уже развернули в некоторых регионах. В Карелии заявили о планах сократить время продажи алкоголя и количество точек, торгующих спиртными напитками. В Вологодской области перешли к действиям. С 1 марта 2025 года продажа алкоголя в будние дни там разрешена только с 12:00 до 14:00. В регионе также отозвали лицензию на алкоголь у одной из крупнейших сетей «Красное и белое». Как это все оценивать?
Алкомаркеты трансформируются в продуктовые магазины
Рост количества алкомаркетов вызван сразу несколькими причинами. Во-первых, алкомаркеты перестают быть магазинами исключительно по продаже спиртного. Если 10-15 лет назад их ассортимент на 80−90% состоял из алкоголя и на 10-20% из закусок, то сейчас это в такой же степени продуктовые магазины, как и алкогольные. Там можно купить базовый набор продуктов питания: колбасу, яйца, молоко, хлеб, сыр. Там есть все позиции, которые закрывают основные потребности человека, и такой ассортимент алкомаркеты активно расширяют.Трансформация линейки позволяет магазинам выживать, потому что доля продаж спиртного на самом деле снижается. По данным Росалкогольтабакконтроля, розничные продажи алкоголя в России (без учета пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) за первую половину 2025 года снизились почти на 15%. Ритейлеры видят этот тренд и замещают алкогольный ассортимент неалкогольными базовыми продуктами.
В Госдуме прозвучала идея дать определение термину «алкомаркет». Этот термин часто используют в народе и в профессиональной отрасли, но сами магазины стремятся от него уйти и позиционируют себя сегодня, как «магазины у дома» или «продуктовые магазины». На самом деле объем спиртного на полках алкомаркетов и в традиционном ритейле примерно одинаковый. Просто условные «Магнит» или «Пятерочка» — это магазины, у которых больше площадь и шире ассортимент продуктов питания. На полке не один бренд молока, а 5-6. За счет этого создается иллюзия, что в традиционных магазинах у дома спиртного меньше, чем в алкомаркете.

Поделиться
Традиционный ритейл недоволен тем, что алкомаркеты оттягивают у него трафик и отбирают покупателей, считает Михаил ЛачугинВторая причина увеличения точек продаж алкоголя — следствие легализации рынка. По сравнению с 90-ми и началом нулевых, количество нелегального алкоголя сократилось в сотни раз. Случаи отравления суррогатом бывают крайне редко.
Сейчас в России есть несколько крупных производителей алкогольной продукции, которые держат почти 100% рынка, и несколько крупных дистрибьюторов, которые ввозят и контролируют импорт. То есть, рынок фактически поделен между гигантами, работающими в легальном поле. У многих из них есть свои торговые сети. Например, известную сеть «ВинЛаб» развивает «Новабев групп», производитель водки Beluga. Россия сделала большой шаг вперед в легализации алкоголя и сокращении теневого сегмента бизнеса. И легальные алкомаркеты в этом смысле точно лучше, чем нелегальные торговые точки с суррогатом.
В Госдуме упомянули, что у нас по пять алкомаркетов на двор. Крупные федеральные игроки, и традиционные ритейлеры, и специализированные алкогольные сети, иногда открывают магазины просто чтобы выполнить свои количественные показатели. На начальном этапе они порой вообще могут не задумываться об эффективности торговой точки. Скорее всего в ближайшие годы рынок сам отрегулирует количество магазинов у дома. Сократится и количество алкомаркетов, независимо от заградительных мер. Последние годы был бум открытия магазинов у дома, но скоро мы достигнем потолка и начнется некоторый обратный процесс. Нет спроса на такое количество точек, через каждые 100 метров, а во многих городах уже нет и коммерческих помещений под них. Уже сейчас федералы смотрят больше на качественные показатели, а не количественные.
Закрытие алкомаркетов не решает проблему
Я думаю, вопрос регулирования алкомаркетов — это борьба лоббистов. Классические крупные торговые сети недовольны тем, что алкомаркеты оттягивают у них трафик и отбирают покупателей. Не секрет, что в то же «Красное и белое» активно идут школьники и студенты, покупают там шоколадки, снеки, газировку. Традиционные ритейлеры заинтересованы в лоббизме инициатив, сдерживающих развитие алкомаркетов. Я вижу в этой истории не столько заботу о людях, сколько столкновение бизнес-интересов и борьбу за трафик и кошелек потребителя. Надо отметить, у алкогольной индустрии тоже сильное лобби, и они наверняка сумеют в той или иной мере отстоять свои интересы.Инициативы по ограничению ассортимента алкомаркетов или в принципе их количества приведут к неравной конкуренции на рынке в пользу крупных федеральных торговых сетей и к росту теневого сегмента бизнеса. Какая-то часть потребителей, особенно в провинции, может вернуться к практике самогоноварения, другие будут искать возможность купить алкоголь подпольно. Нелегальный рынок вновь может заявить о себе.
Татьяна Буцкая говорит о том, что алкомаркеты встречаются на пути детей в школу, манят яркими красками и дешевыми конфетами. Отношение ребенка к алкоголю — это вопрос воспитания на уровне семьи и государства. Они должны формировать мировоззрение ребенка так, чтобы он сам мог оценить, нужно ему во взрослом возрасте употреблять алкогольные напитки или не нужно, и в какой мере. Профориентация, формирование здоровых привычек у детей, определенного мировоззрения и менталитета — вот, чем нужно заниматься. Это долгая работа, на которую уходит не один год, а иногда десятилетия. Ребенок, который хочет купить конфеты, может увидеть алкоголь в любом магазине у дома. Чем в этом плане «Магнит» или «Пятерочка» отличаются от «Красного и белого»? Тогда давайте во всех магазинах, торгующих алкоголем, запретим продавать сладости.
Можно рассмотреть промежуточный вариант, при котором первый зал алкомаркета должен отводиться продуктам, а второй — алкоголю. Вы заходите в магазин, попадаете в зал с обычными товарами. Если хотите купить алкоголь, проходите во второй зал, в который ребенок зайти не может. Дети могут прийти в магазин, купить там неалкогольную продукцию, а во второй зал им идти просто не нужно. Правда, технически это не всегда возможно реализовать, поскольку помещения под магазины разные, не везде есть возможность разделить залы. Есть еще вариант скрыть алкоголь с глаз, по аналогии с сигаретами. Например, закрыть холодильники пленкой или завесить витрины.
Но важно понимать, проблемы алкоголизма и низкой рождаемости — системные вопросы, которые не решаются закрытием магазинов. Если в регионе высокий уровень алкоголизма и низкий уровень рождаемости, это говорит об уровне жизни в целом и уровне тревожности населения. Чтобы люди не уезжали из регионов, хотели там оставаться и рожать детей, нужно создавать комфортные условия жизни, а не закрывать алкомаркеты. Это абсолютно популистская мера, которая вызывает много обсуждений, но ключевую проблему не решает.