Поделиться
Для понимания важности защиты интеллектуальной собственности давайте сравним бизнес с человеком.
Человек – это сложная биологическая субстанция, включающая в себя множество взаимозависимых органов, важнейшим из которых является человеческий мозг как координатор, вычислительный центр и командный пункт организма, отвечающий за интеллект. Бизнес, если отойти от его традиционного понимания в юриспруденции, это высшая форма трудовой деятельности человека, состоящая из логически выстроенной последовательности действий, цель которых – извлечение прибыли.
Интеллект, а точнее его уровень, – это то, что отличает человека от животного, одного человека от другого, Эйнштейна от Иванова, Петрова и Сидорова. Интеллектуальная собственность, а точнее степень ее применения в бизнесе, – это то, что отличает безликую столовую от McDonald’s, вещевой павильон на рынке от LAMODA и т. д.
Практически в любом бизнесе присутствует интеллектуальная собственность. С точки зрения закона она является результатом интеллектуальной деятельности и приравненных к нему средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий. Она включает в себя перечень из 16 пунктов, в числе которых произведения науки и литературы, изобретения и полезные модели, товарные знаки, программы для ЭВМ, секреты производства, географические указания, коммерческие обозначения и много другое.
Мозг человека — как интеллектуальная собственность в бизнесе
Недаром черепная кость человека самая крепкая. Мозг и присущий ему интеллект – это самое драгоценное, что у нас есть, и надо их надежно защищать, о чем позаботилась сама природа. Равно и в бизнесе, интеллектуальная собственность как продукт интеллектуальной деятельности требует самой тщательной охраны, потому что служит наиболее ценным активом компании. Но тут природа бессильна, об этом уже должен позаботиться сам собственник бизнеса.
Конечно, компании бывают разные. Есть, например, в бизнесе статисты. Кто это такие? Безусловно ,способные, активные, ответственные участники трудовой деятельности, но с точки зрения развития бизнеса, проводя аналогию с интеллектом, до Эйнштейна им явно далеко. К таковым можно отнести безликие автомобили с кофейными аппаратами на борту, заполонившие многие крупные города, ноунейм шаурмичные, магазины с названиями «у Паши», «у соседа» и прочие. Но ведь и среди бизнесменов-статистов есть уникумы, таланты!
Пример важности интеллектуальной собственности
Еще год назад в западном микрорайоне Ростова работала ничем не примечательная на первый взгляд столовая. В 2015 году ее арендовала одна предпринимательница. Она наладила работу кухни, привлекла профессиональный персонал, должным образом его мотивировала, сама нередко занимала место в горячем цеху. В результате: вкуснейшая еда отменного ресторанного качества, цена ниже, чем в любой другой столовой, а размер порции заметно больше. Люди единожды посетив эту столовую, старались при любой возможности прийти именно туда.
И вот однажды эту столовую заметили недобросовестные конкуренты. Что они сделали? Обратились к собственнику помещения, который является крупной государственной компанией, используя свои возможности добились досрочного расторжения договора аренды с действующим арендатором и достигли соглашения о заключении договора аренды этого помещения уже с ними. После чего дали один месяц прежнему владельцу, чтобы собрать свои вещи.
А люди как приходили в безликую столовую, так и приходят. Правда, уже гораздо меньше, так как персонал тоже весь ушел, еда стала посредственной, а порции маленькими.
Конечно, у бывшей владелицы этого объекта все будет хорошо: накопленный багаж знаний и уникальные профессиональные качества позволят ей также успешно начать деятельность в другом месте… но как бы сильно в данном случае помог зарегистрированный товарный знак! Ну, например, не безликая столовая, а «Мария Вкуснота»! Ведь люди бы сразу увидели и сказали «Во, «Мария Вкуснота» закрылась, но не беда, она теперь в соседнем здании, пойду туда!».
Интеллектуальная собственность – это не только товарный знак, не просто вывеска на магазине. Это то, благодаря чему простая блинная становится крупным узнаваемым брендом в сфере общепита, стартап в сети вырастает во всемирную социальную сеть или известный мессенджер, автомобиль с кофе становится конкурентом «Старбакса».