Поделиться
Маркетплейсы переманивают покупателей у торговых сетей
Сегодня мы видим, что люди все чаще делают выбор в пользу маркетплейсов, а не торговых сетей. Выбор там больше и зачастую там можно купить продукцию дешевле. Понятно, что покупка какой-либо свежей продукции — это отдельный вопрос. На хлебе, сметане и молоке сети много не зарабатывают. Они хорошо зарабатывают на сопутствующих товарах. А сейчас все это можно купить на Ozon или на Wildberries. И ассортимент там представлен более широкий.Складывается ощущение, что торговые сети постепенно упускают эту категорию товаров. Условно, они живут за счет алкоголя и свежей продукции. Чтобы не было конкуренции с маркетплейсами, сети выпускают товары под собственной торговой маркой, которые продаются только у них. Это довольно распространенная история.
Раньше у таких гипермаркетов как «Лента» были закупщики в Китае. Учитывая объемы этой сети, ее представители могли прийти на любой китайский завод и заказать, допустим, сковородки, которые потом будут продаваться в России под собственной торговой маркой. И никакой особой конкуренции в этом направлении не было.
Но сегодня крупные торговые сети упустили этот момент. И оказалось, что мелкие предприниматели стали гораздо мобильнее и сообразительнее в этом вопросе. Крупным игрокам в ритейле остается лишь подстраиваться в этой ситуации.
Растет число алкомаркетов и пекарней
В настоящее время заметно развивается такой формат торговли, как пекарни. В регионах это происходит не так быстро, но, например, в Санкт-Петербурге мини-пекарни уже можно увидеть практически в каждом доме. Я много езжу по стране и могу сравнить. Конечно, люди продолжают брать хлеб в сетевых магазинах, но процент таких покупателей снижается.То же самое происходит и с пивом. Сейчас много магазинов разливного пива с большим ассортиментом. Плюс, цены там зачастую более выгодные. В целом, что касается алкоголя, то у нас сеть «Красное и белое» продолжает активно перетягивать покупателей на себя из традиционной розницы.
По моим ощущениям, торговые сети пока никак особо не стараются повлиять на эту ситуацию. Вот только компания «Магнит» запустила собственный маркетплейс, но пока сложно сказать, насколько этот проект успешен.
Очевидно, что торговым сетям, и в первую очередь гипермаркетам, нужна перезагрузка. Гипермаркет сегодня — это не только магазин, это еще и фабрика-кухня, где производят салаты, выпечку и т.д. При этом они упустили вот эту историю с доставкой готовой еды на дом. Лично у меня иногда складывается ощущение, что крупные сети оторваны от реальности.