Перед нами классический сюжет о том, как можно заболтать важнейшую тему.
В прошлом году тема креативных индустрий в Ростовской области получила небывало громкое звучание. При донском правительстве была создана межведомственная комиссия для внедрения регионального стандарта развития креативных индустрий — этот стандарт в рекомендательном порядке был разработан Агентством стратегических инициатив (АСИ) на основании анализа лучших российских практик. То есть если ваш регион начинает заниматься внедрением такого стандарта, значит у него уже не получилось быть в лидерах. Однако «стандарт» на деле очень гибок, и написан он в духе «если вы знаете, как сделать иначе — делайте».
Ростовская область подписала соглашение с АСИ, а при АСИ была создана рабочая группа из представителей креативных индустрий Ростовской области. Мне было предложено в эту группу войти, поэтому все дальнейшие события я наблюдал изнутри. Изначальный замысел предполагал, что две группы, одна из которых объединяет в основном органы исполнительной власти, а другая — бизнес-объединения и просто бизнес, в диалоге породят некое общее понимание того, как как развивать тему на Дону. Конечно, у группы есть и функция некоторого общественного контроля за происходящим.
Сейчас мы находимся в следующей точке: 20 февраля в Ростовской области принят разработанный Минэком областной закон «О полномочиях органов государственной власти Ростовской области в сфере креативных индустрий», в закрытом режиме готовится некая региональная стратегия развития креативных индустрий, диалог между главными действующими лицами за девять месяцев так и не смог начаться. Круга идей правительства в рабочей группе АСИ просто не знают. После того, как руководитель правительственной комиссии первый вице-губернатор Александр Скрябин покинул свой пост в связи с переходом на новую должность, важнейший вопрос оказался спущен на уровень заместителей руководителей отделов исполнительных органов, каждый из которых в полной мере за креативные индустрии не отвечает. Кажется, это тот самый момент, когда Ростовская область должна определиться, собирается ли она что-то сделать в направлении, за которое так легкомысленно взялась.
Не слишком преувеличу, если скажу, что создание правительственной комиссии по внедрению регионального стандарта развития креативных индустрий и формирование рабочей группы АСИ, вдохновило донские творческие сообщества — появилась надежда не только на проведение аналитической работы и работы по разработке образов будущего, главное — возникли надежды на диалог и пробуждение амбиций региона в этой сфере. Само то, что регион увидел себя в стандарте, разработанном АСИ, обнадеживало, просто потому, что в нем содержится много здравых и безусловно полезных идей.
Например, пункт первый — высшие должностные лица должны принимать участие в развитии креативных индустрий. Вообще-то это революция. Потому что креативные индустрии теряются между ведомствами, да и весят столь мало, что ни один мелкий чиновник заниматься ими просто не станет. Однако факт: везде, где мы видим, успех на этом направления, имело место одна и та же история — первые лица увидели в теме потенциал и сделали ее драйвером экономики в целом. Поэтому Александр Скрябин во главе комиссии при правительстве — это была хорошая заявка на повышение статуса темы.
Странности начались сразу же — когда комиссия первым делом выбрала приоритетные отрасли для региона — ИТ, мода, гастрономия, искусство. До всякого анализа, до мозговых штурмов, до взаимодействия с сообществом. То есть еще до того, как начали думать о том, как сделать Ростовскую область креативнее, большая часть проблематики была снята, а оставшаяся — разделена на четыре кучки, каждая из которых оказывалась более или менее мелкой.
Члены рабочей группы АСИ видели пункты стандарта и план работы, а потому были вправе ожидать и исследования, и стратегической сессии, и обсуждения и обменом предложениями. Но диалог не спешил начинаться. Ожидалось, что исследование креативных индустрий Ростовской области будет представлено на форуме «Креаторика», который проводился Ростовским региональным агентством поддержки предпринимателей (РРАПП), назначенным опорной организацией в деле внедрения стандарта. Итог аналитического этапа оказался эффектным: на пленарном заседании форума было заявлено, что соответствующие индустрии занимают в экономике региона 2%.
Сообщество и бизнес взяли дело в свои руки. В этом месте можно удивиться, отчего они вдруг так поверили себя, но дело в том, что один из пунктов регионального стандарта как раз и предполагает активную работу с сообществом, чьими руками во многом и реализуется будущая стратегия развития креативных индустрий. Это — база стратегического планирования последних лет десяти. Именно бизнес (банк «Центр-инвест») профинансировал настоящее исследование креативных индустрий, проведенное Ростовстатом. Бизнес и некоммерческий сектор («Эксперт Юг», АНО «ИНГУП» при поддержке партнеров) провели стратегическую сессию о том, как сделать Дон креативнее, собрав для этой работы около сотни представителей индустрии. Именно бизнес («Интегра», «Эксперт Юг») обобщил итоги этой работы, сделал их публичными, и в самых разных формах предоставил их правительственной комиссии. Бизнес (ТПП Ростовской области) провел не только ряд заседаний профильного комитета, но и форум, значительно расширяющий представление о том, что сегодня делают регионы-лидеры — Ростовская область не была там представлена ни одним из представителей правительственной комиссии.
Диалог по поводу действительно важной темы, которого ждали, не случился — спустя девять месяцев работы об этом можно говорить уверенно. Сообщество предоставило все свои наработки, но ни разу не было удостоено ни формальным, ни неформальным общением чиновников, которые разрабатывают проекты регионального закона и стратегию развития креативных индустрий региона. Мы не знаем, как наша власть собирается развивать креативные индустрия, есть ли у нее идеи, какие из идей, предложенных бизнес-сообществом, имеет смысл обсуждать дальше, а какие — не имеет. Те случайные предложения, которые просочились в медиапространство — например, введение реестра креативных компаний или создание регионального центра компетенций в этой необозримой сфере — вызывают чувства недоумения и досады. После перехода Александра Скрябина на позицию руководителя администрации Ростова-на-Дону иллюзия того, что включение лиц первого уровня в развитие креативных индустрий области обеспечено, растворилась. Вопрос спущен на уровень заместителей заместителей, у которых нет мнения по теме, они блюдут процедуру. И дело движется к принятию стратегии, которой никто не видел. На вопрос, зачем же было соглашение с АСИ, если АСИ ничего не показали, в кулуарах был получен ответ: «АСИ — это даже не орган исполнительной власти».
В этом месте стоило бы забыть о каких-то индивидуальных амбициях игроков в этих сферах. Дело ведь не в чьих-то частных интересах, для удовлетворения которой вполне достаточно нашей южной предприимчивости. Проблема в том, что креативное сообщество любит свой регион и хотело бы, чтобы у региона были какие-то амбиции в той сфере, которую они представляют и которая — так получилось — стала главной точкой роста в мировой экономике. Этот рост проходит и будет проходить мимо региона, потому что за получение значимых тем нужно конкурировать. И конкурировать надо проектами. Креативное сообщество хочет, чтобы регион привлекал мозги, а это требует проектов неместечкового масштаба. А такие проекты — соответствующего отношения и уровня компетенций на всех уровнях. Наверное, стратегия, написанная в глубине кабинетов, может дать ответы на частные вопросы, но на глобальные — нет. Да и читать ее будет сложно заставить.
И за этим отношением читается искреннее непонимание, зачем заниматься сферой, на которую приходится 2% — действительно, разве не должна такая отрасль получать 2% внимания? Однако цифра эта скорее показывает, насколько мы не видим этой сферы. Простой пример: дизайнерский центр компании «Элис», одного из лидеров легкой промышленности в региона, поставил на конвейер разработку новых моделей одежды, при этом он находится в Ростове. Но по ОКВЭДам компания — швейное производство, легкая промышленность, то есть ее многомиллиардная выручка в зачет креативным индустриям не попадет, хотя очевидно, что речь о лидере в своей сфере. Вопрос: а зачем такой компании показывать свою креативнную составляющую, если это не выгодно, если не созданы условия для того, чтобы это выгодно? И такая ситуация повсеместна. Мы еще на этапе, когда мы вообще учимся различать новый объект, который вырос и растет помимо, а то и вопреки действиям властей. И вот власть — во всем мире — осознала, что именно в этой сфере решается вопрос о конкурентоспособности экономики, а потому — им надо заниматься. И ставки в креативных индустриях резко возросли.
Прогрессивная логика говорит, что креативность присутствует в любом конкурентоспособном бизнесе, в любом деле, которое планирует оставаться конкурентоспособным завтра. Потому и занимаются ими главы стран и регионов лично, что речь в конечном счете — о конкурентоспособности.
Есть и другой аспект: креативные индустрии подхватывают людей, которых высвобождают крупные работодатели — промышленность, госсектор, корпорации. Проигрыш в развитии творческих индустрий обернется ростом социальной напряженности.
Вот таков масштаб темы, которую сегодня тихо сливает Ростовская область.