Поделиться
Смысл в повышении пошлин, безусловно, есть, хотя озвученная концепция выглядит не вполне продуманно. К примеру, почему эта инициатива касается только производителей вин из стран НАТО? Если мы хотим вводить заградительные пошлины, то получается, что они затронут не все категории иностранных производителей...
Рост потребления альтернативных вин
Перейдет ли российский потребитель, который раньше пил вина из Европы, в таком случае на отечественную продукцию, довольно сильно зависит от сегмента. Понятно, что на выбор и предпочтения потребителей вина в высокой ценовой категории эта ситуация практически не повлияет: люди, которые приобретали вина по 30-100 - 200 тысяч за бутылку, смогут в дальнейшем покупать и в три раза дороже. Но возьмем, к примеру, низкий и средний сегменты вин - озвученные инициативы изменят расстановку сил именно тут.Если посмотреть динамику продажи российских вин за последние пару лет, то мы увидим, что в 2023 году продажи упали по сравнению с 2022 годом. В связи с этим многие российские производители сократили производство в целях избежания затоваривания складов отечественными винами.
Тогда как в в 2022 году сформировались комфортные для российского виноделия условия. Нарушились цепочки поставок вин с Запада, а вдобавок импортеры и дистрибьюторы решили тогда сразу “навариться” на обстоятельствах, запредельно подняв цены на импорт. Пока они хотели заработать, в плюсе остались производители российского вина. В итоге в 2022 году наши виноделы немного расслабились. А потом наступил 2023 год, когда рынок немного выровнялся: стало понятно, что можно отлично продавать вина из Африки, Нового Света и т.д. На полках магазинов снова появились качественные иностранные вина в доступной ценовой категории. В итоге, по оценкам Ассоциации "Федеральная саморегулируемая организация виноградарей и виноделов России", доля импортного вина на российском рынке в 2023 году выросла на 4%.
Из этого простого кейса можно сделать следующий вывод: действительно, механические ограничения и увеличение стоимости иностранных вин автоматически приведут к определенному росту потребления альтернативных вин. Вопрос лишь в том, какие вина станут этой альтернативой. Почему российские производители уверены, что в связи с подорожанием алкогольной продукции из стран НАТО, покупатели ринутся приобретать именно отечественную продукцию, а не вина из “дружественных” стран?
Конечно, доля российского вина на полках в этом случае увеличится, но если мы хотим поддержать отечественных производителей, то почему поднимаем ввозные пошлины не для всех иностранных конкурентов? Пока это выглядит больше как некий несистемный популистский ход.
В ростовских ресторанах должно быть больше местных вин
Что касается квоты на присутствие в сегменте HoReCa (кафе, бары, рестораны), я эту инициативу поддерживаю полностью. Единственное, подход здесь все-таки должен быть дифференцированным. Возьмем, например, Ростовскую область и сравним ее с Кемеровской. Понятно, что в заведениях нашего региона должен быть представлен определенный процент местных, Донских вин. Также должна быть квота для всех российских производителей: Кубань, Дагестан, Поволжье, Крым и другие.В некоторых регионах такую политику активно проводят. Так, в департаменте потребительской сферы и регулирования алкоголя Кубани называют сегодня одной из приоритетных задач популяризацию краевых вин в местных заведениях.
В регионах, где нет виноделия, как в упомянутой Кемеровской области, на мой взгляд, стоит ввести определенную общую распределенную квоту для российских вин, чтобы не получилось что по причине любви сильного дистрибьютера к конкретному региону или хозяйству, остальные виноделы остались «в пролете»
Я считаю оптимальной квоту для отечественных вин в пределах 20-40%. Если взять за 100% всю винную карту, то условно 20% должны занимать вина российские, из этой доли 20% - региональные.
Уже сейчас, если мы изучим винную карту в ресторанах, то увидим, что стоимость некоторых позиций из Европы увеличилась на 50-60%. Естественно, люди ищут альтернативу. В этом случае им проще обратиться к российским винодельням, которые способны производить продукцию определенного качества и обеспечить товарный запас заведениям. Рестораны печатают винную карту в среднем раз в полгода. Если какие-то позиции пропадают, для рестораторов это всегда неприятно и затратно.
При этом сложно рассуждать о том, как изменилось качество отечественной продукции и соответствует ли оно ценовой политике, поскольку российский винный рынок еще не до конца сегментирован в плане потребителя. У нас никогда не было и вряд ли будут вина за евро или полтора, которые можно смело купить и поставить на стол. В России это невозможно по ряду причин. Что касается вин стоимостью в районе 500-700 рублей, то тут есть где разгуляться: выбор большой и среди иностранных, и среди отечественных. Если же говорить о премиальных отечественных винах - в ценовой категории от 2 тыс. рублей - покупки в этом сегменте в большинстве случаев совершают патриоты-энтузиасты, которые ищут новые гастрономические ощущения.