108 113 15

Ростову пора увидеть себя со стороны

2071
5 минут
Ростову пора увидеть себя со стороны

Поделиться

Устроители Московского урбанистического форума, несколько лет пытавшиеся довезти до Ростова формат своей региональной конференции, привезли её в результате не вовремя. По итогам конференции один высокопоставленный чиновник донского правительства в сердцах сказал, что от таких мероприятий только вред — мол, своими силами столь тонкие материи надо обсуждать. И в словах этих есть как сермяжная правда, так и коренная неправота, которая уже и различаться-то здесь перестала. Прав он потому, что кому вы нужны, чтобы лучшие эксперты в области развития современного города, десант которых привезли организаторы, вникали во внутренние региональные дрязги с целью поменьше травмировать чувствительные души. А особо чувствительны у нас души людей, которые привыкли, что самые простые и главные вопросы задают только дикари или варяги — все остальные должны всё понимать без лишних слов.

Вот пример простого вопроса. Питерские разработчики поправок в генеральный план развития Ростова-на-Дону до 2035 года заложили объёмы строительства жилья в размере 1 млн кв. м в год. Эксперты подсчитали: это, помимо прочего, значит, что население города должно увеличиться на 260 тысяч человек. При этом сегодняшние темпы прироста населения Ростова — 3 тысячи человек в год. Вопрос: откуда в Ростове возьмутся дополнительные 260 тысяч человек? И по какой причине они могут здесь появиться? Что же это за революция произойдёт в донской столице?

Я подозреваю, что сегодня не существует человека, который был бы способен ответить на эти вопросы. Потому что революция даже не запланирована. Но поправки к генплану находятся на утверждении, и целый ряд чиновников в правительстве региона искренне надеются, что в уже в апреле они будут тихо утверждены городской думой. После чего о генплане можно будет забыть.

Но забывать о нём не хочется. Потому что этот документ формирует повестку развития. А каждый амбициозный город должен иметь свою повестку развития. А Ростов-на-Дону — это очевидно для любого его жителя — должен быть амбициозным городом.

А между тем есть Краснодар — город, население которого, только по данным Росстата, увеличилось за 10 лет примерно на 240 тысяч человек. Это почти столько, сколько кажется нереальным привлечь Ростову до 2035 года. Безусловно, объяснение этой разницы должно учитывать большое количество факторов. Но здесь укажу только центральный, который на сегодняшний день попросту отсутствует в повестке Ростова-на-Дону.

Город вообще не работает с внешними аудиториями. И на конференции тоже не было от Ростова ни единого человека, способного поддержать разговор на эту тему.

Нужно оговориться: область имеет достаточно эффективную, хотя и излишне прагматичную и непубличную систему работы с крупными инвесторами — эта работа идёт, но это не история про город Ростов — у него должна быть собственная история про то, как он планирует развиваться. Сегодня эта история ограничивается кругом работ, которые должны быть выполнены к 2018 году. При этом говорится о том, что новая спортивная инфраструктура даст толчок развитию всего Левобережья. Но случайный московский гость берёт и показывает презентацию про то, как недавно строили большой стадион под чемпионат мира по футболу в Гданьске. В результате спустя три года посещаемость стадиона выросла аж на 15%, а транспортная инфраструктура вокруг так и не была завершена — и вопрос о том, когда тут будет экономический рост, отложен на много лет. Простой вопрос: почему в Ростове будет не так? Думаю, чтобы ответить на этот вопрос, придётся в том числе придумать, каким образом город сможет привлечь 260 тысяч человек.

Сегодня Ростов — это город-в-себе, город, который кажется себе очень самодостаточным, который, как порой кажется, вообще не собирается никакие ресурсы привлекать извне, но при этом отчего-то намерен развиваться. Вот Краснодар в последние годы строит на душу населения больше, чем какой-либо другой город-миллионник в стране. И Ростов тоже хочет много строить. Но в Краснодаре 40–60% квартир продаётся иногородним покупателям. В Ростове такой фактор спроса в принципе отсутствует.

Ни на одной экономической выставке России и мира мы сегодня не увидим стенда города Ростова — его позиционирование растворяется в общерегиональном. Достаточно пообщаться с рядом иностранных бизнесменов, чтобы понять, что узнаваемость Ростова в глобальном мире очень низкая. Зато Krasnodar — это уже привычная для иностранцев надпись. Его стенды на ряде выставок — самые большие. Ростов не пытается создавать свой бренд, не пытается работать с основными аудиториями. Он не создаёт линейки событийных мероприятий для того, чтобы круглый год сюда ездили люди. Соответственно он не создаёт инфраструктуру для этих людей. Информационная политика города не выходит за городскую черту. Это своего рода прагматизм — и тотальная недооценка публичных коммуникаций как фактора экономического развития, без которого целый ряд задач оказываются просто невыполнимыми. Проблема только в том, что в тех городах, к чьим показателям успеха регион стремится, с этим прагматизмом уже распрощались. Он устарел — поскольку не позволяет управлять инициативой людей.

Мораль: если вы не готовы обсуждать простые вопросы, не надо принимать гостей. А то они обязательно сдуру или по злому любопытству спросят вас именно о том, от чего вы всеми силами прячетесь. Но если закрываться от проблем последовательно, надо понимать, что мы зайдём далеко назад — и нормальные СМИ в этом деле не помощники. А вот для того, чтобы научиться обсуждать простые вопросы, мы можем пригодиться. Тем более что мы сами создаём поводы для этого — например, «Эксперт ЮГ» в конце июня в Ростове проводит пятый (!) форум «Развитие городов юга России». Город может использовать эту площадку. Посмотрите, как Москва использует свой урбанистический форум для обкатки своих рабочих идей. Это потому, что вопросы работы с внешними аудиториями своими силами не решаются.

0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .