Поделиться
В этой заметке хотелось бы немного порассуждать об одной частой иллюзии управленца или собственника бизнеса, которую можно кратко выразить формулировкой: «Я все знаю!».
Недавно на одной встрече предпринимательского сообщества прозвучали две фразы с разницей в несколько минут:
- Не надо нас учить, мы знаем, как нам вести свой бизнес!
- Пусть налоговая, трудовая, пожарные и т.д. научат нас, как правильно, и сделают это бесплатно.
Противоречие налицо, не находите? С одной стороны, бизнесмены лучше всех знают о своем бизнесе и учить их не надо, с другой – «научите нас».
В моей практике были и компании численностью от 10 до 3000 человек, и огромные холдинговые структуры. Управляли ими ИП, руководители разных уровней, президенты, а часто и собственники. Сама я также проходила путь от исполнителя до руководителя несколько раз и в разных сферах.
Действительно, с одной стороны, когда человек прошел в профессии весь путь «от и до», его уже вряд ли что-то удивит и ответы на многие вопросы давно известны. С другой стороны – мир, экономическая ситуация, доминирующие концепции, конъюнктура рынка, мода, предпочтения клиентов, ожидания сотрудников и многое другое – все постоянно меняется. Еще недавно были времена, когда компьютер являлся редкостью, конструкторы чертили на кульмане, факс выступал достоянием всего офиса, а сейчас к смартфону можно привязать не только почту, но и CRM или «умный дом». Пока одни руководители до сих пор управляют авторитарно, другие уже смотрят в сторону «бирюзы».
Те правила и приемы, которые работали вчера, могут просто не сработать сегодня – нам это очень ярко показал 2020 год!
Концепция непрерывного обучения не зря так популярна во всем мире. Неосознанная некомпетентность имеет место быть при любой опытности, и хорошо, когда она переходит в осознанную… И самое интересное: где, как и когда предприниматели вообще обучаются управлению?
Давайте проверим себя:
· Профильный вуз/факультет/специальность? Значит, база есть: переведенных отцов современного менеджмента читали, да и местные теории и школы уже подоспели;
· Курсы и тренинги? Вот уже надстройка пошла;
· Был корпоративный университет? Хорошо, если еще и в представительстве западной компании, там это все действительно давно работает. И живых наставников с менторами видели, и пользу вынесли.
· Осознанное второе или третье управленческое высшее образование или MBA? Да вы меня просто радуете!
К сожалению, гораздо чаще можно наблюдать другой сценарий. Человек начал предпринимательский путь в 90-е, да там и «завис» сознанием. Только недавно мне знаменитый бизнесмен доказывал, что подрядчики-строители работают, если рядом люди с битами стоят. И жаловался, что все не хотят работать и нельзя «найти нормальных». Картины мира существуют разные – такие тоже.
Или сотрудник стал начальником в результате ситуационного повышения. Частая история, когда управлять могут поставить сотрудника, крайне слабо осведомленного о деятельности подразделения. Или вообще только пришедшего в данную сферу, потому что он родственник нужных людей. Такое я систематически видела в одном банке.
Часто повышают до руководителя лучшего специалиста в компании, но не имеющего необходимых управленческих навыков и желания. Это стандартная история руководителей отдела продаж. Только из лучшего продавца не просто стать хорошим администратором, заодно потеряв в сделках и деньгах, и меньше времени уделяя любимому делу.
Отдельный разговор – знание о собственном отделе/компании/бизнесе и т.д. Все-таки стоит в своем забитом графике регулярно выделять время и ходить «в народ». Столько всего интересного можете узнать…
Лично мне однажды стало известно, что акты сверок на суммы в десятки миллионов рублей бухгалтерия составляет вручную, потому что в программе нет даже выгрузки в Excel – и вот с такими документами потом идти в суд. А ведь до этого мне их еще проверять и подписывать. Или, что в люксовом бутике нет подследников для примерки обуви. Вот чай и кофе для клиентов есть, а подследников – нет.
Про вдруг открывшиеся схемы с откатами я и не упоминаю. А неожиданные отзывы клиентов? Когда их не хотят слышать, длина чека снижается или вовсе пропадает. А отзывы сотрудников после которых Вас стороной обходят соискатели? Тогда появляется проблема «нет людей».
Вы все еще считаете, что все знаете все о своем бизнесе и вас не надо ничему учить? Ставите в пример Билла Гейтса, бросившего Гарвард? Тогда познакомьтесь с его биографией, корнями и опытом программирования с юности. Посмотрите не на «ошибку выжившего» звезд бизнеса, а вокруг. И посчитайте потери.
Знаю ярких предпринимателей без образования, теряющих по несколько бизнесов подряд. Все слышали вопль в локдаун: «Помогите нам!». «Дайте денег!» и «Снизьте налоги!» слышится регулярно. Мне же ближе пример предпринимателя, с базовым финансовым образованием, опытом работы в иностранном банке, который не отрываясь от успешного бизнеса окончил MBA с дипломной работой по стратегическому развитию компании. Чувствуется, что человек в бизнесе всерьез и надолго.
Поэтому стоит чаще обновлять свои знания и о бизнесе, и о собственной компании.
Для этого:
- поработайте вместе со специалистом над пониманием, каких знаний вам не хватает;
- найдите подходящий тип обучения под задачу: дополнительное профессиональной образование, бизнес-образование, навыковые тренинги и мастер-классы;
- критически подойдите к выбору преподавателей;
- помните, что инфомероприятие – это театр в бизнес-декорациях. Не стоит считать это обучением.
- начните актуализировать знания и навыки;
- узнайте, каких навыков не хватает вашим сотрудникам;
- проводите оценку персонала;
- отправляйте сотрудников на обучение;
- не запирайтесь в своем кабинете небожителя, а ходите на объекты, в цеха, отделы, за прилавок;
- регулярно собирайте обратную связь с клиентов и партнеров.
И когда придет понимание, что все знать и уметь в своем бизнесе даже вы не можете, приглашайте специалистов по выявленной проблематике.