Лейла Таирова, начальник юридического отдела ООО «Правомед»
Поделиться
— Лейла Амруллаевна, насколько выросло число исков по медицинским делам и с чем это связано?
— Рассмотрение исков по медицинским делам в судах нашей области выросло за последние 5 лет на 70 процентов. Энтузиазм пациентов, по нашему мнению, связан с постоянными публикациями в СМИ на данную тему, проводимыми проверками следственными комитетами, что обуславливает общий негативный настрой в отношении медицинских работников. В течении месяца мы разбираем 22-27 жалоб, то есть ежедневно мы держим в руках жалобу пациента.
— Что чаще всего является предметом жалобы, и насколько они обоснованы?
— По нашим данным, 30-35 процентов жалоб надуманные и совершенно необоснованные, представляющие собой типичный потребительский экстремизм. 30-45 процентов связаны с этическими вопросами работы медицинского персонала: пациенты жалуются на то, что медработник «не улыбнулся», «не договорил» и так далее. И лишь 20 процентов жалоб связаны с действительно некачественно оказанной медицинской помощью.
— Как часто подобные жалобы доходят до суда?
— Из практики мы видим, что претензии перерастают в гражданские иски в лишь 25-30 процентов случаев, так как основная масса руководителей клиник, в сотрудничестве с нами, грамотно подходят к вопросу работы с жалобами.
— В чём особенность работы с руководителями и владельцами клиник как клиентами в
ситуации с гражданским иском?
— Наша задача - оценить обоснованность претензии, изучить объяснение врачей. Мы стараемся довести до сведения медиков, что в случае каких-то сомнений некачественно оказанных услуг лучше идти на мировое соглашение с пациентом, грамотно оформив все расписки. К сожалению, сегодня есть такие юристы, которые умышленно вводят пациентов в заблуждения, пообещав взыскать большую сумму с клиники.
— В чём суть этих исков, из какой ситуации они обычно возникают?
— На сегодняшний день большое распространение имеют иски от клиник к пациентам о взыскании денег за оказанные услуги. Фактически, пациент, целенаправленно заключив договор на оказание услуги, получает её и преднамеренно не оплачивает. Это и есть разновидность потребительского экстремизма, когда пациенты приезжают из области или других городов в частные клиники, при этом заведомо не собираясь оплачивать услуги. Отдельная категория таких потребителей – девушки, которые хотят бесплатно или очень дёшево получить услуги в сфере косметологии.
— Какова сегодня позиция суда по таким искам?
— К сожалению, позиция суда на сегодняшний день такова, что по искам по защите прав потребителей (пациентов в нашем случае), доказать, что услуга выполнена качественно, должен исполнитель, то есть клиника. Данная позиция закреплена пунктом 28 Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей". Поэтому руководители клиник должны понимать, что экспертизу чаще всего приходиться оплачивать им: мы это делаем от лица клиники. Кроме того, существует 238 ст. УК РФ «Выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей», и максимально наказывается ограничением свободы на срок до двух лет, в случае, если пациент жив. Сегодня она уже применяется на практике, и мы с ней неоднократно сталкивались, слава Богу, не в нашем регионе.
— К чему должны быть готовы руководители клиник, обращающихся к вам за юридической помощью в подобных делах?
— К нам обращаются за помощью клиники как частные, так и муниципальные Ростова и области, и наша задача – всесторонний анализ и сбор качественной информации относительно каждого дела. При рассмотрении нескольких последних гражданских дел мы предоставляли досудебное заключение специалистов-судебных медиков, которые были положены в основу решения суда без экспертизы. Поэтому рекомендуем в решении сложных ситуаций даже на уровне претензий проводить досудебную экспертизу. В таком случае судья (а судьи становятся всё более компетентны в подобных делах) видит иск и заключение специалистов и понимает, что это потребительский экстремизм. Это весьма актуально, например, в хирургии. «Правомед», кстати, является партнером ассоциации специалистов хирургического профиля.
— Возможна ли превентивная работа с подобной проблемой?
— Конечно, она возможна и, с помощью наших юристов, она ведётся во многих клиниках региона. Мы, в сотрудничестве с ними, нацелены на минимизацию рисков возникновения жалоб как таковых: правильно оформленная документация, беседы с персоналом об этике деонтологии, организация работы врачебной комиссии по внутреннему контролю, и конечно, своевременное обращение к специализированным юристам позволяют существенно снизить количество исковых заявлений.