«Россети Юг»: подготовка к зиме, модернизация и внедрение «цифры»

4829
5 минут
«Россети Юг»: подготовка к зиме, модернизация и внедрение «цифры»

Эпидемиологическая ситуация в стране осложнила подготовку электросетевого комплекса к осенне-зимнему сезону 2020-2021. Безусловно, COVID проверил энергетиков на устойчивость к стрессам и способность быстро адаптироваться к обстоятельствам. Пришлось оперативно разрабатывать новые алгоритмы взаимодействия с подрядчиками, производителями, потребителями и пересматривать некоторые технические решения.

Минэнерго России подтвердило готовность компании «Россети Юг» к отопительному сезону 2020-2021 годов. Соответствующий приказ был подписан в Министерстве энергетики Российской Федерации на прошлой неделе, а на днях паспорт готовности электросетевого комплекса к ОЗП будет официально вручен руководству компании.

Как рассказали в пресс-службе ПАО «Россети Юг», несмотря на явные трудности, компания с опережением графика завершила плановые мероприятия по подготовке к зиме. «Россети Юг» смогли обеспечить полную готовность оборудования и персонала к возможным погодным аномалиям.

В 2020 году на техобслуживание и ремонт электросетевого хозяйства региона обслуживания компания направила около 1,6 млрд рублей. Энергетики отремонтировали свыше 3,3 тысяч коммутационных аппаратов 6-110 кВ, 42 силовых трансформатора 35-110 кВ и более 740 км воздушных и кабельных линий электропередачи 35 кВ и выше. На 100% сформирован запас оборудования, обеспечена полная готовность штата к аварийно-восстановительным работам. Для ликвидации сложных технологических нарушений и проведения аварийно-восстановительных мероприятий во всех филиалах «Россети Юг» готовы 657 бригад в составе 3367 человек и 1686 единиц техники. Парк резервных источников электроснабжения (РИСЭ) компании включает 330 генераторных установок суммарной мощностью 13,13 МВт. По сравнению с 2019 годом, общая мощность РИСЭ увеличена на 7,1 МВт. Кстати, за последние три года, выполнение ремонтной программы и высокая квалификация персонала «Россети Юг» позволили на 13% снизить количество технологических нарушений в сети 110 кВ и выше, а среднее время восстановления электроснабжения, по сравнению с показателями-2019, сократить на 15% – до 1,5 часа.

В приоритете – здоровье энергетиков и потребителей

С начала пандемии в «Россети Юг» были приняты основательные меры контроля профилактики распространения COVID-19 среди работников компании и подрядных организаций. Персонал полностью обеспечили необходимыми средствами защиты. Организовали ежедневный контроль температуры тела работников. Были усилены карантинные меры. Постоянно в подразделениях «Россети Юг» проводится дополнительная дезинфекция помещений. Регулярно проводится тестирование сотрудников для выявления заболевания на ранних стадиях.

И сегодня компания продолжает обеспечивать бесперебойное электроснабжение и оперативное техприсоединение медучреждений, принимающих пациентов с коронавирусной инфекцией. Так, от сетей организации уже запитаны 26 медучреждений с аппаратами искусственной вентиляции легких (ИВЛ). Мощность передвижных резервных источников электроснабжения, готовых для применения в больницах и медицинских пунктах, составляет около 2,5 МВт.

Свои коррективы пандемия внесла и в работу с потребителями. Уже в марте 2020 года «Россети Юг» вместе со всеми предприятиями группы компаний «Россети» перевели центры обслуживания клиентов на удалённый режим работы, обеспечив онлайн доступность практически всех услуг. Работа была организована без потери контроля над безопасностью данных и ИТ-инфраструктуры. В сложной эпидемиологической ситуации 115 центров обслуживания потребителей продемонстрировали эффективность и продолжают прием обращений в удаленном режиме без потери производительности и качества. Так, количество обращений в «Россети Юг» посредством дистанционных сервисов за январь-сентябрь 2020 года возросло на 30%, - по сравнению с девятью месяцами прошлого года. Всего с января по октябрь текущего года в электросетевую компанию поступило 154,7 тысячи обращений. Из них более 81 тысячи (52,3%) – дистанционно: через онлайн-сервисы, контакт-центр, мессенджеры в соцсетях.

Пандемия не помеха модернизации

Конечно, ограничения из-за COVID-19 внесли определенные коррективы в работу электросетевого комплекса, но не оказали существенного влияния на реализацию проектов по модернизации отрасли. По итогам девяти месяцев, в рамках инвестпроектов, в компании введено 157 МВА трансформаторной мощности и свыше 350 км линий электропередачи. Среди наиболее значимых объектов 2020 года – подстанция «Заря», первая цифровая электроподстанция в Южном федеральном округе, которая соответствует новым стандартам, принятым ГК «Россети». По сути, это цифровой питающий центр, управление коммутационным оборудованием которого осуществляет диспетчер по цифровым каналам из Центра управления сетями. «Заря» построена для принятия в сети электроэнергии от ветропарка «Гуково-1» в Красносулинском районе Ростовской области.

Подстанция «Заря»3.JPG

Близятся к завершению строительство подстанций «Джангар» и «Джуракская». Новые энергообъекты позволяют запустить первые в Калмыкии масштабные проекты по «зеленой энергетике» – Целинскую и Салынскую ВЭС (объекты ветрогенерации). В результате, степная республика станет первым регионом в РФ, который сможет полностью обеспечить свою потребность в электроэнергии за счет альтернативных источников. Сейчас Калмыкия не имеет собственной генерации и получает электроэнергию из соседних регионов.

В 2020 году порядка 2,5 млрд рублей инвестиций направлено на модернизацию систем учета электроэнергии. Сегодня во всех филиалах компании уже функционируют около 170 тысяч приборов учета нового поколения. Еще 88 тысяч интеллектуальных счетчиков появятся до конца текущего года. Наибольший экономический эффект от установленных с 2018 по 2020 годы «умных» приборов наблюдается в Волгоградской области, где за пять месяцев текущего года сэкономлено 148 млн кВт*ч (или 510,8 миллиона рублей).

Хорошее время для «цифры»

Вместе с мероприятиями ремонтной и инвестпрограмм «Россети Юг» в 2020 году продолжила активное внедрение инноваций и цифровых технологий в рамках реализации концепции «Россети» - «Цифровая трансформация 2030». Цифровизация сетей повышает уровень управляемости, надежности, делает эксплуатацию более эффективной и экономичной. «Цифра» позволяет удаленно диагностировать нарушения и обеспечивать самовосстановление. Диспетчеры компании могут в онлайн-режиме следить за состоянием сети.

Так, с начала текущего года установлено оборудование телемеханизации (системы удаленного сбора и передачи информации) на девяти электроподстанциях «Россети Юг». Всего подобными системами удаленного контроля в электросетях компании оборудованы свыше 300 подстанций 35, 110 и 220 кВ. На мероприятия по телемеханизации, телесигнализации оборудования каналов связи в 2020-2023 годах планируется направить свыше 840 миллионов рублей.

Современные комплексы телемеханики устанавливаются на строящихся подстанциях «зеленой энергетики» в Калмыкии – «Джангар» и «Джуракской». В 2021 году таким же оборудованием будут оснащены новые подстанции 110 кВ «Слюсарево» (Волгоградская область) и «Полевая» (Ростовская область). Все четыре объекта строятся для передачи электроэнергии от ветроэлектростанций. До конца 2021 года планируется обеспечить аварийной телесигнализацией 257 подстанций 35 кВ только в ростовском филиале компании. На 16 из них установят регистраторы аварийных событий. Они позволят снизить время ликвидации повреждений, повысить качество оперативно-технологического управления энергообъектами.