Антон Долгоновский, директор практики «Безопасный город» компании AT Consulting
Поделиться
— На Юге России, в частности в Ростовской области, хорошо развит ИТ-кластер, помогает ли это цифровизации региона?
— На Юге России есть как представительства крупных компаний, так и свои разработчики программного обеспечения и средств автоматизации. Есть качественные решения в области цифровизации транспорта, геоинформационных систем, по направлениям «Безопасный город» и «Умный город». Со многими региональными игроками мы сотрудничаем, пользуемся услугами партнеров на местах при реализации крупных проектов. Обслуживанием созданных систем также зачастую занимаются местные команды.
Мы видим абсолютно здоровую конкуренцию по качеству, цене, готовности мобилизовать все силы и ресурсы. При этом на Юге сформировалось достаточно большое сообщество разработчиков.
Большим шагом стало создание индустриальных (промышленных) парков Ростовской области, многоцелевого инновационно-технологического территориального кластера.
Но все эти усилия не должны ослабевать. Необходимо принимать дополнительные меры поддержки разработчикам инновационных решений, высокотехнологичной продукции, развивать центры обработки данных, создавать инфраструктуру поддержки ИТ-стартапов, проводить хакатоны и мероприятия по акселерации инновационных проектов.
— Как вы оцениваете степень автоматизации госсектора в регионе?
— Ростовская область характеризуется высокой степенью информатизации госсектора. Здесь созданы и развиваются многофункциональные информационные центры, информационные системы обеспечения градостроительной деятельности, различные учетные системы и реестры, не говоря уже обо всем известных «Системе-112», АПК «Безопасный город», комплексах видеонаблюдения и фотовидеофиксации. Мы видим решения как на муниципальном, так и региональном уровне. Например, централизованную геоинформационную систему, которая есть далеко не у каждого субъекта.
Необходимость цифровой трансформации диктует государственная политика. Сейчас мы находимся в процесс интеграции ИТ-технологий во все аспекты деятельности органов власти и перехода к качественно новым принципам и моделям деятельности. Выработаны новые подходы к цифровой зрелости государственных функций. Все это, несомненно, требует дальнейших усилий органов власти и местного самоуправления.
— Есть ли какие-то особенности в реализации проектов цифровизации госсектора на Юге?
— В каждом регионе имеются свои специфические задачи. Если говорить про ЮФО, то это, например, внедрение систем учета и мониторинга земель сельскохозяйственного назначения. Также юг России характеризуется значительным развитием транспортной инфраструктуры, что влечет за собой повышенное внимание к интеллектуальным транспортным системам. Нужно понимать и помогать решать эти вопросы при разработке и внедрении информационных систем.
— Решение каких задач сейчас в приоритете на Юге?
— Поскольку мы говорим именно про информатизацию деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления, то ключевыми являются в первую очередь проекты создания эффективных и удобных сервисов для населения, в том числе и платформы «Активный гражданин», обеспечение безопасности дорожного движения, развитие систем обеспечения общественной безопасности и правопорядка, решение социальных проблем.
Отдельно стоит выделить вопросы, связанные с повышением инвестиционной привлекательности субъектов ЮФО. Необходимо развивать сервисы для инвесторов – по выбору сельхозземель и участков для строительства объектов, по информированию инвесторов о мерах поддержки, развивать инвестиционные порталы, делая их информативными, удобными и эффективными.
— Компания AT Consulting входит в ассоциацию «Лига цифровой экономики», в которую также входят компании, оказывающие профессиональные услуги в области информационных и цифровых технологий. Какие проекты эти компании реализуют в регионе?
— Лига цифровой экономики – это целая экосистема, реализующая проекты в области цифровой трансформации государственного управления, в корпоративном секторе. На данный момент в Южном федеральном округе мы ведем ряд проектов по различным направлениям.
В Астраханской области реализуем поддержку созданной нами в партнерстве с «Ростелекомом» системы обеспечения безопасности дорожного движения. В Волгоградской области взаимодействуем с органами власти по развитию Ситуационного центра губернатора. В Калмыкии нашими силами создан Ситуационный центр главы республики, разработана система, обеспечивающая сбор, обработку, хранение и анализ данных о земельных участках и имуществе, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В Краснодарском крае ранее выполнили проектирование Ситуационного центра губернатора и сейчас для его нужд планируем также внедрение специализированной информационно-аналитической системы. На территории Республики Крым ведем внедрение компонентов «Безопасного города» и Ситуационного центра.
— С какими проблемами сталкиваетесь при внедрении цифровых решений в регионе?
— Мы говорим, скорее, о вызовах. Это и сроки, и личное видение заказчика результатов работы, и природные условия, что немаловажно в инфраструктурных проектах.
Отдельно можно выделить часто встречающееся сопротивление преобразованиям. Цифровая трансформация характеризуется качественным изменением бизнес-процессов, что не всегда легко воспринимается существующими командами. Как известно, культура органов исполнительной власти базируется на следовании нормативным правовым актам и регламентам, принципах иерархии и единоначалия, дисциплине исполнения поручений. А цифровизация приводит к пересмотру каких-то вещей, внедрению новых практик управления, появлению новых и актуализации старых ролей.
Кроме того, мы же оказались в новых условиях коронавирусной пандемии, когда ограничения на проведение личных встреч и интервью диктуют необходимость перехода в онлайн, использования совместных средств работы, облачных решений и т. д.
— Как вы оцениваете реализацию решений умного города на Юге? Можно ли дать прогноз, что через N лет Юг станет «российским Сингапуром»?
— А зачем Югу быть «российским Сингапуром»? Наверное, чтобы им стать, нужно сначала сжаться до его размеров, что совершенно недопустимо. Необходимо заниматься цифровизацией не только в городах и агломерациях, но и в сельском хозяйстве, туризме, водном хозяйстве.
Для того чтобы Юг стал технологическим центром, необходимы: инвестиции, полноценная реализация программы «Цифровая экономика Российской Федерации», развитие и внедрение решений искусственного интеллекта, цифровая трансформация государственного управления и контрольно-надзорной деятельности, формирование новых подходов к образованию и профессиональной подготовке, создание единой национальной системы управления данными.
При этом необходимо уже сейчас решать частные задачи – создавать сервисы для населения, центры управления регионом, внедрять информационные технологии в мониторинг и управление городским хозяйством и транспортной инфраструктурой.
— Есть ли лидеры? Например, Ростов-на-Дону входит в рейтинг городов с высоким уровнем городской цифровизации, отличается ли ситуация в Ростове от других умных городов региона?
— Действительно, Ростов-на-Дону – единственный из всех городов Южного федерального округа, кто попал в топ-10 индекса IQ городов Минстроя России.
Отличительная черта при построении умного города в Ростове-на-Дону – это комплексный подход, желание охватить сферы ЖКХ, транспорта, здравоохранения, городского управления, экологии и общественной безопасности, создать полноценную платформу «Активный гражданин».
— Можете описать идеальный умный город? Какие препятствия для его создания сегодня существуют?
— Идеальный умный город – это не перечень информационных систем, датчиков, платформ, серверного оборудования и средств защиты информации. Он определяется через высокий уровень жизни населения и удовлетворенность качеством предоставляемых государством и местным самоуправлением услуг. Умный город – это умное управление, умная экономика, умное строительство, умная инфраструктура и умный гражданин. И правильнее говорить все же не про Юг, Север или Сибирь, а про страну в целом.
Для полноценной реализации умного города в России есть все необходимые технологии – от сетей связи до искусственного интеллекта и интернета вещей. Но что нужно, чтобы эти технологии внедрить?
Первое – это полномочия органов местного самоуправления. И здесь можно возлагать надежды на очередной этап административной реформы, которая в идеале позволит принимать многие решения на местах, непосредственно на уровне муниципальных образований.
Второе – состояние экономики и налоговые сборы. Если нет источника финансирования, а люди уезжают в центр, то на голом энтузиазме цифровую революцию не совершить.
Третье – кадры для цифровой экономики. Нужно привлекать и удерживать молодых специалистов, проводить хакатоны для молодых команд, ставя перед ними прикладные задачи по повышению эффективности государственного и муниципального управления, помогать стартапам.