Замдиректора ННЦК Байсолт Хамзатов рассказал о масштабе нелегального рынка сигарет//Фото: предоставлено автором
АНО «ННЦК» (Национальный научный центр компетенций в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции) создана правительством России 12 апреля 2020 года и действует при Минпромторге РФ. Цель его — создание комплексной системы оценки ситуации с незаконным оборотом по всем товарным группам и результатам предпринимаемых государством мер. В 2021-м специалисты центра провели масштабное исследование, цель которого, получить объективные данные о незаконном обороте табачных изделий на рынке России.
Три месяца в 85 субъектах РФ команда ННЦК собирала сигаретные пачки, чтобы выявить доли потребления населением нелегальной продукции. В итоге, на анализ отправили 64 тыс. пачек из 842 населенных пунктов страны. В результате аналитики определили, что на долю незаконных сигарет приходится 11,5% от общего объема табачного рынка РФ. Минимальные потери федерального бюджета из-за неуплаченных акцизов и НДС составила 75,2 млрд руб. Также был определен топ-6 регионов с «наибольшим уровнем нелегального оборота табачной продукции»: Псковская область (44,8%), Дагестан (43%), Ростовская область (37,5%), Чеченская Республика (30,8%), Смоленская (30,8%) и Саратовская (27,2%) области. Аналитики ННЦК определили и географическую особенность нелегального оборота сигарет: чем дальше от крупнейших региональных центров, тем выше доля незаконного оборота. В среднем, в городах-миллионниках, например, Рустов-на-Дону, эта доля составляет 9%, в сельской местности — почти 14%.
В 2022 году центр решил провести не одно, а несколько исследований. Так, уже собраны, но еще не обобщены данные за первый и второй квартал, на очереди — исследование ситуации с нелегальным оборотом сигарет в третьем квартале. Кроме того, в сентябре ННЦК планирует приступить к исследованию рынка инновационных альтернатив традиционному курению — электронных сигарет, «вейпов» и т. п., спрос на которые в России за последний год вырос в полтора-два раза, сообщил в интервью «Эксперту Юг» первый заместитель директора ННЦК Байсолт Хамзатов.
Спрос на альтернативные способы употребления табака за последний год в России вырос в полтора-два раза, рассказал Байсолт Хамзатов//Фото: предоставлено автором
Нелегальна каждая третья пачка
— По данным ННЦК, Ростовская область вошла в тройку регионов с наибольшей долей нелегальных сигарет. Печальное лидерство региона сохраняется последние пять лет, по данным, например, таких исследовательских компаний, как TNS Kantar или Nielsen. На ваш взгляд, что необходимо сделать, чтобы Дон перестал быть таким антилидером?
— Ростовская область — сложный регион. Здесь доля незаконного оборота составляет 37,5%. Это значит, что каждая третья пачка ввезена на Дон нелегально, имеет нарушения в маркировке и может представлять для потребителя еще большую опасность, чем обычные сигареты. Причин — несколько. Прежде всего, Ростов — это огромный логистический хаб, где сходятся транспортные потоки с Запада на Восток и с Севера на Юг, идут транзитом грузы из стран ЕАЭС (Беларуси, Армении, Казахстана, Кыргызстана), это большая проблема, так как наибольшую долю – почти 60% нелегальной продукции — составляют сигареты, незаконно ввезенные в РФ из стран-членов ЕАЭС. Лидером среди стран ЕАЭС являются сигареты, имеющие белорусское происхождение: 92,9% незаконного ввоза из ЕАЭС; 3,2% приходится на Армению, 2,4% – на Казахстан, 1,5% – на Кыргызстан.
Ростовская область — это ворота Северного Кавказа, где в ряде республик ситуация с незаконным оборотом сигарет еще хуже. Например, в Дагестане, где много лет нелегальный оборот табачных изделий находится на уровне 43-45%. Нельзя забывать о приграничном статусе региона. Из-за специальной военной операции на Украине, ситуации в Луганской и Донецкой народных республиках на Дон хлынул поток беженцев. Ситуация на границе остается сложной и напряженной. Таможенникам и пограничникам сложно контролировать транспортировку грузов на всех участках границы, чем пользуются контрабандисты различных товаров, в том числе и сигарет. Конечно же, было бы проще закрыть границу, но это не возможно, в силу обязательств перед братскими республиками и из гуманитарных соображений мы не можем это сделать.
А вот ужесточить законодательство, усилить работу правоохранительных и контрольно-надзорных органов необходимо. Кстати, изучая ситуацию с незаконным оборотом табачных изделий в первом и втором кварталах, мы увидели, что в Ростовской области, по сравнению с 2021 годом, есть улучшения. Благодаря усилиям таможни, полиции и общественных организаций стали чаще выявлять точки продажи плохих сигарет, увеличилось количество административных и уголовных дел. Это — серьезная работа над обелением рынка. И это вселяет в нас уверенность, что ситуация с нелегальным оборотом на Дону изделий из табака будет улучшаться. Надеюсь, что к концу 2022 года мы сможем говорить о существенном сокращении в регионе доли нелегальных сигарет и потерь бюджета.
— Во сколько вы оцениваете такие потери? Сколько из этой суммы не додала в федеральную казну Ростовская область?
— По итогам 2021 года мы оценили минимальные потери федерального бюджета в 75,2 млрд рублей. Их этой суммы на долю Ростовской области приходится порядка 7 млрд. Так, в первом квартале прошлого года регион не направил в федеральный бюджет 1,7 млрд рублей, во втором — 1,9 млрд, в третьем — 1,8 млрд и в четвертом — 1,6 млрд рублей. Для сравнения, в январе-марте 2022 года сумма потерь была меньше — чуть более 1,5 млрд рублей. Мы составили рейтинг субъектов РФ, в котором учли более 15 показателей, характеризующих региональные рынки розничных продаж табачной продукции. Есть там и графа, посвященная потерям. К сожалению, пока в этом рейтинге Дон на последнем — 85 месте. Среди южных регионов лучше всего ситуация в Калмыкии, где в первом квартале текущего года бюджетные потери от нелегального оборота табачной продукции составили всего 18,5 млн рублей (в общероссийском списке степная республика на 16 месте).
— Какие еще параметры вы учитывали в своем исследовании?
Мы используем в табачной категории 15 показателей, которым присваивается весовой коэффициент, исходя из влияния показателя на региональный рынок. Показатели, имеющие максимальные весовые коэффициенты — это объем ущерба бюджету РФ от неуплаты акцизов и НДС, и доля нелегального оборота табачной продукции, работа в регионах в рамках общественного контроля, а также показатели, характеризующие результаты правоприменительной практики.
Мы сравнивали данные, полученные в четвертом квартале прошлого года, с данными за январь-март года текущего. Увидели, что по целому ряду параметров Ростовская область показывает хорошую динамику. Например, мы увидели рост количества протоколов за нарушение маркировки продукции. Здесь Ростовская область входит в тройку лучших субъектов РФ. По числу протоколов за нарушение технического регламента Таможенного союза в 2021 году Ростовская область находилась на 14 месте, сейчас она на седьмом. То есть, сигареты из ЕАЭС в регионе очень хорошо отслеживаются. Активность в расследовании фактов незаконного оборота и возбуждении уголовных дел позволило Ростовской области подняться с 31 места на 13-е. Если, по выявлению нелегальных точек продаж «плохих» сигарет Дон в четвертом квартале 2021 года был на 12 месте, то уже в первом квартале текущего года «прыгнул» сразу на шестое место. А по объемам конфискованных табачных изделий Дон вообще перескочил с 43 места на пятое. Дон находится в тройке регионов-лидеров и по оперативности реагирования на обращения граждан. Конечно, здесь очень сильно помог запуск цифровой системы маркировки «Честный знак», позволяющей прямо через приложения в смартфоне обратиться в органы по факту незаконной торговли сигаретами. Однако и активность самих полицейских в регионе стала заметной. С другой стороны, есть проблемы, которые невозможно решить только силами полиции и таможни.
— Например, какие?
— Гармонизация акцизов между странами — членами ЕАЭС. Разница в акцизах на табачные изделия в России и странах Союза сильно отличаются. Из-за этого — существенная разница в ценах на сигареты там и здесь. Это способствует нелегальному обороту сигарет. Если сегодня минимальная цена на сигаретную пачку в России составляет 112 рублей, из которой около 90 рублей это НДС и акциз, то в других странах Евразийского экономического союза акцизы минимум в два раза ниже. Оптовая цена сигаретной пачки колеблется на уровне 50 рублей. Конечно, есть большой соблазн брать такую продукцию, везти сюда и хорошо зарабатывать на этом. Всегда прибыль — это драйвер.
Кроме того, длительное время наказание за нелегальный оборот было несущественным, штрафы — мизерные, в сравнении с получаемыми прибылями. В этот бизнес активно шел криминал, который контролировал всю цепочку поставок (от производства до ларька) и договаривался с полицейскими о «крыше». Коррупционная составляющая в этой сфере годами была высокой. Сейчас ведется тяжелая работа и в стране, и в отдельных регионах чтобы переломить ситуацию. Нужна работа на всех уровнях — международном, федеральном, региональном и муниципальном.
Кстати, такая проблема есть и в европейских странах, даже есть смешные примеры внутри одной страны, например Франции, где на Корсике в плоть до наших дней действовал декрет Наполеона от 1811 года, согласно которому сигареты на Корсике стоят на 25% меньше чем в континентальной Франции. И вот совсем недавно, в 2020 году, было принято решение о поэтапном увеличении стоимости сигарет в целях ограничения перетока, начиная с 2022 года, по исследованию наших французских коллег, каждая третья пачка в Париже нелегальна.
Вера в силу регуляторики
— Вы привели данные по 2022 году. В чем особенности этого исследования?
— На текущий год у нас запланировано не одно, а несколько исследований. Одно из них, за первый и второй кварталы, мы уже провели. Собрали в 85 регионах России 70 тыс. пачек – сейчас собранный материал поступает к нам и мы приступим к анализу, есть данные ГИС МТ (данные передаваемые Центром развития перспективных технологий (ЦРПТ, оператор системы «Честный знак»), данные от региональных комиссий по противодействию незаконному обороту промышленной продукции, контрольно-надзорных органов, есть информация о точках продаж контрафактных и контрабандных сигарет. Это — большой объем данных. Вся информация поступила к нашим аналитикам, к середине сентября планируем представить результаты исследования.
Кроме того, в сентябре планируем запустить исследование рынка инновационной продукции — альтернатив традиционному курению: электронных сигарет, вейпов и др.. Это — категории, которые сейчас набирают огромную популярность. За последний год спрос на них вырос в России в полтора-два раза. Здесь мы также будем проводить анализ рынка в масштабах всей страны. Мы видим здесь много проблем с регуляторной этого сегмента и с тем, как и кому эти товары продаются. Лично видел, как практически в «детском мире» продаются одноразовые электронные девайсы с разными табачными вкусами, покупателями которых, возможно, становятся и несовершеннолетние. Мы проводили небольшое предварительное исследование этого сегмента и обнаружили высокий уровень нелегального оборота. Поэтому возникла идея более детально изучить ситуацию по всем регионам (с детализацией по каждому субъекту РФ). Чтобы иметь более объективную картину.
— Какие из предпринимаемых сегодня мер по борьбе с контрабандными и контрафактными сигаретами вы считаете наиболее эффективными? Какие дополнительные меры надо вводить?
— С одной стороны в России введено много мер, направленных на борьбу с нелегальным оборотом изделий из табака. Это и запуск системы «Честный знак», и обязательная цифровая маркировка продукции, повышение единой минимальной цены пачки, ужесточение уголовной ответственности за незаконное производство изделий из табака и их продажу.
С другой стороны, сегодня сразу несколько инициатив находятся на рассмотрении в правительстве России и Госдуме. Речь, в частности, о прямом поступлении части табачных акцизов в бюджеты регионов, для стимулирования борьбы с нелегальными сигаретами и ростом «черного рынка». Акцизы на табачную продукцию поступают в федеральный бюджет. Пока трудно сказать, сколько от этих сумм может быть возвращено регионам. Обсуждаются разные варианты — от 20% до 50%. Ясно одно: если мера будет принята, то субъекты РФ получат дополнительную мотивацию на борьбу с нелегальным оборотом сигарет. Думаю, что средства регионам не помешают, и они будут грамотно и эффективно использованы, в том числе и на борьбу с незаконным оборотом промышленной продукции.
— Одна из инициатив, которая также сейчас активно обсуждается, это создание в стране единого центра принятия решений под условным названием Росалкогольтабакрегулирование, для усиления борьбы с незаконным оборотом сигарет и других никотиносодержащих изделий. Считаете ли вы целесообразным появление такой организации?
— Определенный резон в этом есть. Проблемы, которые десятилетие назад были в алкогольной отрасли, схожи с теми, что переживает сейчас отрасль табачная. Было обилие нелегального спиртного — контрафактного и контрабандного, было много производителей фальсификата или как тогда говорили «паленого» алкоголя. Эти «производства», да и весь нелегальный оборот были на контроле у криминала. Но Росалкогольрегулирование совместно с полицией и контрольно-надзорными органами навели порядок в этой сфере. Сегодня за производство и продажу такого «спиртного» можно получить по всей строгости: огромные штрафы, реальные сроки. Закон суров, но это закон. Потому в наши дни произвести и продать суррогатный алкоголь — весьма проблематично. Этот положительный опыт надо брать на вооружение.
Название организации не так важно, как результат, которого она должна добиться, взаимодействуя со всеми государственными органами и службами. Однако, если для наведения порядка на табачном рынке, где пока нет единого регулятора, потребуется создание «Росалкогольтабакрегулирования», то это надо сделать.