98 104 14

Ксения Зарецкая: «На юге ожидается рост продаж китайских авто премиум-сегмента»

ЭКСПЕРТ ЮГ №11 2023
4351
6 минут

Руководитель портала «Авто.ру» Ксения Зарецкая рассказала «Эксперту Юг» об основных тенденциях на авторынке южных регионов. По ее словам, в данный момент он активно наполняется моделями из Китая и этот процесс будет продолжаться. При этом перевес останется за новыми автомобилями, в то время как рынок подержанных будет сокращаться.

Ксения Зарецкая: «На юге ожидается рост продаж китайских авто премиум-сегмента»

Руководитель "Авто.ру" Ксения Зарецкая считает, что проблема дефицита предложения на рынке сегодня решена. Фото: предоставлено собеседником
Поделиться
В 2023 году авторынок южных регионов переживал серьезные изменения. В связи с уходом из России зарубежных производителей дилерские центры вынуждены были переориентироваться на китайский автопром. В целом это способствовало росту продаж, особенно на фоне низкой базы 2022-го года, когда предложение резко сократилось.

Руководитель портала «Авто.ру» Ксения Зарецкая в интервью «Эксперту Юг» отметила, что в массовом сегменте южные регионы мало чем отличаются от других субъектов РФ, но имеют большой потенциал в части увеличения продаж электрокаров и автомобилей премиум-класса. Произойдет это в тот момент, когда китайские автомобили перестанут быть для российских потребителей чем-то непривычным.

Кратный рост продаж электрокаров

— Какая ситуация сложилась на авторынке Юга в 2023 году? Есть ли какие-то отличия от общероссийских трендов?

— За 9 месяцев 2023 года в Южном федеральном округе продали 80 тысяч новых легковых автомобилей. Это на 72% больше, чем за аналогичный период 2022-го. Растущая динамика очевидна, но важно отметить, что такой показатель – все еще на четверть меньше, чем в 2021 году. Поэтому есть, что наверстывать.

Заметный рост произошел и в сегменте подержанных авто – на юге было продано 536 тысяч штук, что на 35% больше, чем в 2022 году, и на 18% - чем в 2021-ом.

Что касается особенностей южного рынка, то они в основном выражаются в выборе моделей. Если в среднем по России наиболее популярны Lada Granta, Haval Jolion и Lada Niva Travel, то в ЮФО список фаворитов несколько другой. На первом месте также Lada Granta, но за ней следуют Chery Tiggo 7 Pro Max и Omoda C5. На вторичном рынке лидирует Lada Priora.

— Насколько активно на юге приобретают электрокары?

— В ЮФО, а особенно в Краснодарском крае, заметен кратный рост продаж таких авто. Это общий тренд авторынка России, но на Кубани он накладывается на подходящие климатические условия и создание сети быстрых зарядных станций. Важным фактором является большое число частных домов, владельцы которых могут легко заряжать электрокары прямо от сети. Жители Москвы и Санкт-Петербурга – городов, лидирующих по продажам таких авто – подобной возможности лишены, им приходится полагаться на специально созданную инфраструктуру.
На эту тему

Рост спроса на автомобили на Юге не будет долгим

Поделиться

Также Краснодарский край и Ростовская область традиционно среди лидеров по объему продаж премиум-автомобилей. Китайские модели верхнего сегмента пока не слишком широком представлены в этих регионах, но мы ожидаем, что уже в ближайшее время ситуация изменится.

— Можно ли сказать, что выход китайского автопрома на российский рынок уже завершился? Или этот процесс еще продолжается?

— По состоянию на сентябрь объем китайских марок на рынке новых автомобилей в России составляет около 53%. Таким образом, их доля уже довольно значительна, они заняли свою нишу. Однако китайские автопроизводители заявили о том, что в будущем году российские потребители увидят еще 20 марок и 46 моделей, включая 13 электромобилей в разных ценовых сегментах.

В условиях сокращения официальных поставок автомобилей европейских и японских брендов китайские марки стали самым простым вариантом для покупки нового авто у официального дилера с гарантией производителя. Не все покупатели готовы к приобретению машин, ввезенных по параллельному импорту. Поэтому к концу года доля китайских марок может достичь 60% рынка.

Показательно, что китайские производители выбрали для выхода на российский рынок наиболее массовый ценовой сегмент. Сейчас средняя стоимость нового китайского автомобиля составляет 3,5 млн рублей. Корейской машины среднего ценового сегмента — 4,4 млн, а японской — 4,2 млн рублей.

Думаю, возможную долю рынка в текущих условиях китайский автопром занял, но впереди еще новые марки в других ценовых сегментах и переход в категорию автомобилей с пробегом, который состоится после двух-трех лет эксплуатации сегодняшних новых китайских моделей.

Отставание вторичного рынка будет увеличиваться

— Каковы перспективы ввоза автомобилей западных моделей – на фоне ужесточения утилизационного сбора и ослабления курса рубля?

— Ввоз автомобилей западных моделей показывал значительный рост на протяжении большей части 2022 года и первого полугодия 2023-го. В частности, импорт авто с пробегом в прошлом году вырос на 82%.

Однако ситуация резко изменилась во втором полугодии 2023 года - в связи волатильностью валют и повышением размера утилизационного сбора. Что в итоге привело к резкому снижению количества импортируемых автомобилей из западных стран и дальнейшей переориентации на импорт машин с китайского рынка.
На эту тему

Евгений Долматов: «Электрозарядные станции на Юге больше не воспринимают как некую экзотику»

Поделиться

Впрочем, несмотря на высокую динамику роста ввоза моделей не из Китая, доля таких автомобилей в общей структуре продаж не приблизилась и к 10% в 2022 году. И, очевидно, уже не приблизится в 2023-ем. То есть импортируемые автомобили не успели стать ключевым драйвером рынка, их объемы легко заменят новые и подержанные китайские авто.

Поэтому в текущих условиях экономически оправданным является привоз только дорогих западных машин, но эти автомобили, как до этого, так и сейчас, занимают довольно узкий сегмент рынка. Кроме того, заказ авто из-за границы все-таки сопряжен с довольно большими рисками, так что большинство покупателей останавливают выбор на китайских моделях, которые уже начали появляться и в премиальном сегменте.

И на фоне всего это в ближайшие годы мы можем увидеть интересную ситуацию. А именно – конкуренцию между новыми китайскими авто и подержанными представителями брендов из других стран. Речь про средний сегмент, где оба варианта стоят порядка 3-3,5 миллиона рублей. Для рынка нашей страны такое положение дел нехарактерно – новые автомобили у нас были всегда. А теперь придется выбирать между новинками, но из Китая и подержанными, но из западных стран, Кореи или Японии. Притом, что в целом по всем параметрам они будут сопоставимы.

— Как авторынок будет развиваться в 2024 году, какие факторы будут на него влиять в большей степени?

— Рынок сейчас восстанавливается самыми активными темпами, практически нет сомнений, что продажи новых автомобилей по итогам года преодолеют отметку в 1 миллион. Если эта тенденция сохранится, то в 2024 году мы можем приблизиться к уровню продаж 2021-го. Отрасль преодолела главную проблему – дефицит предложения, китайским производителям удалось оперативно заполнить возникшую на рынке пустоту.

Против рынка играют рост цен, в том числе из-за падения курса рубля, а также повышение ключевой ставки и увеличение стоимости кредитных средств. Вероятно, произойдет перераспределение между долями новых и подержанных автомобилей. Продажи новых будут расти, а регистрации автомобилей с пробегом покажут снижение порядка 5,5%.

Все дилеры уже перестроились под новые поставки и новые автомобили. Однако автолюбителям еще нужно адаптироваться к этим реалиям. Для многих является стрессом то, что раньше они могли купить машину, к примеру, за 1 миллион рублей, а сейчас за нее придется заплатить не менее 1,5 миллиона. К китайским моделям тоже пока есть некоторое недоверие, но оно продлится до их появления на вторичном рынке – когда станет понятно, как обслуживать и ремонтировать эти машины в российских условиях.
0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .