— Ваша компания образована в 2022 году, и сразу после появления ею заявлено несколько крупных инвестиционных проектов в сфере коммерческой недвижимости. Правильно ли я понимаю, что основа бизнеса, который стоит за компанией «Алата» — это земельный банк, который был ранее сформирован?
— Да, вы совершенно правы. Компания была основана в 2022 году, но истоки идут из 2017 года. На тот момент у меня был автомобильный бизнес — он до сих пор, впрочем, существует — и я думал, куда можно безопасно и выгодно инвестировать. За несколько лет инвестирования в коммерческую недвижимость я получил достаточный опыт, после чего мы с партнёром приняли решение основать компанию уже для инвестиционного бизнеса.
На данный момент у нас основной бизнес в Ростовской области, также мы представлены в Крыму, в Краснодарском крае и Московской области. Приобретённые земли подготавливаются для создания новых проектов, но при этом в компании есть отдел развития, который хорошими темпами приобретает перспективные земельные участки. Сейчас я бы даже сказал, что выкуп земель опережает темпы их реализации — есть очень интересные возможности в Крыму: много недооценённых земель. Все понимают, что через некоторое время ценники там многократно вырастут, поэтому мы не можем упустить хорошие возможности. Сейчас у компании «Алата» более 230 гектаров земельных участков промышленного назначения и свыше 1000 гектаров земель сельхозназначения. Все участки прошли юридическую проверку.
Предложение для инвесторов сегодня и на будущее
— Какие проекты уже прошли этап упаковки? Что именно он предполагает?— Технология работы выглядит так: мы приобретаем земельные участки в перспективных для бизнеса местах, в основном на фасадных участках дороги. Чаще всего стараемся выбирать участки ближе к аэропорту «Платов», федеральной трассе М-4 «Дон», Северному обходу, Западной хорде и другим крупным трассам. Меняем назначение в промышленное использование, далее делаем официальное, узаконенное дорожное примыкание, проводим коммуникации, проводим асфальтированные дороги — и после этого начинаем реализовывать участки. Также помогаем нашим потенциальным покупателям в получении разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию. На данный момент в России мало компаний, которые «под ключ» предоставляют такие услуги.
Поделиться
Фото предоставлено компанией— Вами в Ростовской области заявлен проект бизнес-парка «Алата-Щепкин». Что это за формат — бизнес-парк? Каковы параметры проекта и в чём его привлекательность?
— Изначально мы приобрели участок в 25 гектаров земель сельхозназначения, из них подготовили 9 гектаров, на которых можно вести капитальное строительство. Затем по концепции поделили участок примерно по полгектара, сделали асфальтированные дороги, подвели туда газ, электричество. Это позволяет купить подготовленный участок и сразу начинать строительство. Как мы понимаем, клиенты часто покупают участки, а потом целый год оформляют документы, подводят коммуникации и так далее.
Бизнес-парк «Алата-Щепкин» находится на Северном обходе Ростова, то есть это одна из основных дорог, соединяющих Ростовскую область с новыми регионами Российской Федерации. Поэтому мы понимаем, что трафик там будет расти в несколько раз. Среди наших резидентов — компания Alphard Group, федеральная сеть дорожных отелей «3А Девелопмент» и другие торговые, производственные, промышленные и логистические компании. То есть мы не только продаём эти участки, но привлекаем предпринимателей, чтобы они создали сервисы для тех, кто будет здесь работать.
— То есть это фактически небольшой деловой район, нет привязки к какому-то одному виду деятельности, правильно?
— Да, только мы заботимся об экологичности парка, поэтому не пускаем туда предприятия, занимающиеся вредным производством. На данный момент мы опережаем график — у нас остался всего один участок на продажу, то есть на 95 процентов участки уже проданы. В бизнес-парке будет работать наша управляющая компания, мы станем полностью обслуживать территорию, а в будущем планируем распространить этот формат по всей России. Уже началось строительство нескольких сооружений, думаю, что за 2025-26 годы все резиденты будут полностью построены.
— А что такое формат тревел-парка, который вы заявили в Краснодарском крае?
— Тревел-парк — это новый формат придорожных сервисов на трассе А-920 между Анапой и Крымом. Здесь путешественник в одном месте может найти АЗС, электрозаправку, гостиницу, сетевую бургерную или ресторан, развлекательные форматы, специализированные магазины с ориентиром на региональные традиции. Когда вы едете на море или с моря, мало где можно встретить места, в которых представлен весь комплекс услуг. Мы понимаем, что на это есть спрос, и хотим на этом тревел-парке потренироваться, а дальше думать о его распространении по всей России. Мы уже запустили строительство дорожного примыкания к основной магистрали, думаю, в течение трёх лет проект будет полностью готов.
Поделиться
Разметка бизнес-парка «Алата-Щепкин» // Изображение предоставлено компанией— Могли бы как-то характеризовать развитие компании в этом году? С какой динамикой развивается бизнес?
— Динамика — рост выручки минимум вдвое, мы даже не успеваем набирать персонал. Штат компании постоянно пополняется новыми специалистами, в том числе и редкими специалистами узкого профиля.
— Как далеко вы планируете деятельность? Какого рода бизнес вы в идеале хотели бы построить?
— Как-то мне пришлось быть в хорошем кругу предпринимателей, и мы там прописывали, что будет с вашим бизнесом через 120 лет — то есть за пределами вашей жизни. Мне близко такое планирование, потому что этот бизнес зарождался не столько из желания заработать деньги, сколько из стремления принести пользу себе и окружающим.
К чему мы идём? Мы хотим, чтобы по всей России был доступен созданный нами инновационный и удобный ИТ-продукт, который позволял бы инвесторам, даже не увидев землю, безопасно инвестировать и получать свои дивиденды. И мы бы при этом сделали бы максимум доступности — чтобы можно было начать, к примеру, с 300 тысяч рублей.
Суть продукта была бы в том, что инвестор только инвестирует, а все 100 процентов работы делает наша компания. При этом он получает доходность после реализации участка, которая превышает доходность в банках по вкладам. Мы представим клиентам такой ИТ-продукт, который позволит видеть всю историю объекта, доходность инвестиций в него, например, как инвесторы заходили в проект, как они выходили, с какой доходностью — при этом можно в любой момент зайти и в любой момент выйти из проекта.
В период дорогих денег инвестируют в товар
— А о каком уровне доходности вы сегодня говорите инвесторам? Можно вилку какую-то указать?— Да, конечно — от 24 процентов до 70−80 процентов годовых, в среднем на практике выходит 40−50 процентов чистой прибыли для инвесторов. А если инвестиционный проект не реализовывается по каким-то форс-мажорным причинам, мы в рамках договора возвращаем инвестиции с дивидендами в размере минимум 24 процента годовых.
— Я встретил ваше высказывание о том, что вообще инвестиции в коммерческую недвижимость в Ростовской области — это такая тема, которая в ближайшее время будет только расти. Вы могли бы раскрыть эту мысль — почему именно на Дону?
— Ни для кого не секрет, что Ростовская область — это самая близкая к новым регионам область. При этом многие компании пока не хотят инвестировать в новые территории из-за того, что там не сильно безопасно вкладывать большие деньги. Но они хотели бы быть ближе к этим регионам и поставлять туда продукты, товары или услуги. Сейчас и в ближайшие пять-семь лет в Ростовскую область будут инвестировать — в склады, производства, поэтому область начнёт развивается быстрее других регионов.
Поделиться
Визуальный образ тревел-парка, который будет реализован в Краснодарском крае // Изображение предоставлено компанией— Сейчас деньги в экономике на пике дороговизны — как это влияет на рынок инвестирования?
— Очень волнующий вопрос для многих инвесторов. Знаете, я скажу главное: деньги обесцениваются. Всем известный автомобиль «Хендай Акцент» стоил 200 тысяч рублей, но за два года он подорожал в три раза — сейчас его цена 500-600 тысяч. Получается, если судить по этой цене, деньги обесценились на 300 процентов.
Да, есть случаи, когда инвестируют во вклады под доходность 20 процентов плюс. Люди думают, что 20 процентов — это хорошая доходность, а по факту они видят через год, что эти деньги обесценились гораздо сильнее, и тот товар или актив, который они могли бы купить год назад, сейчас подорожал в два-три раза. Поэтому я убеждён, что в будущем люди поймут это, и при сравнении будут точно вкладывать в те инвестиционные проекты и активы, где есть достаточная безопасность и доходность хотя бы не менее той, на которую дорожают наши продукты.
При этом многие инвесторы, которые хранят деньги, переживают, что может быть девальвация. Но если у нас есть пять инвесторов, которые по миллиону вложили в землю, мы понимаем, что наши деньги в продукте, который никуда не денется. Есть такой рецепт — переждать кризисы в товарах.
Почему опытом в бизнесе надо делиться
— Хотелось бы про вас лично больше узнать — как вы вообще пришли к предпринимательству?— Для меня это было необходимостью. В далёком 1999 году я, брат и мать переехали из Армении в Россию. Мы думали, что приехали на месяц-два, остановились у родственников в Новочеркасске. Я из бедной семьи, никогда больших денег не было, и я увидел, что на вокзале торгуют водой, лимонадом. И тоже решил, что можно заработать чуть-чуть. И получилось — мы начали первые деньги зарабатывать.
Дальше начали продавать дыни, но необычным способом! Поштучная продажа не приносила достаточно выручки, и я начал продавал дыни сетками по более низкой цене, что делало предложение выгодным и для продавца, и для покупателя. Такой темп работы на износ и условия труда для 12-летнего мальчика были очень тяжёлыми, но я эти трудности преодолел, что закалило мой характер и предпринимательский дух.
При этом мы могли за два-три дня заработать больше, чем некоторые люди за месяц зарабатывали. Правда, работать приходилось с семи утра до часу ночи. Но когда ты мечтаешь выйти из бедности, это сумасшедший стимул. В итоге мы приняли решение остаться в России, нас устроили в местную школу. Через какое-то время мы с другом, который учился со мной в институте, основали компанию «Автозайм», которая выдавала займы под залог автомобилей. На данный момент она представлена более чем в 15 городах России, ещё в 19 городах мы продали франшизу этого бизнеса. После этого я принял решение открыть сеть автосалонов, которая бы специализировалась на подержанных автомобилях. И в 2022 году появилась компания «Алата».
— Почему вы не остановились на каких-то предыдущих этапах? Кажется, что любую тему можно было развить.
— Я решил себе найти место в более масштабных проектах. Я в постоянных поисках, потому что мне нравится получать адреналин от масштаба и влиять на окружающих. Будучи маленьким ребёнком, я постоянно искал волшебника, который мне поможет вырваться ввысь. Но постепенно понял: если я не могу этого волшебника найти, почему бы мне самому им не стать? Это как игра: когда ты закрываешь определённые потребности в своей жизни, в голове появляется вопрос: «А для чего я в этом мире?» Возможно, это мечты детства, но у меня получается, и я рад, что могу оказывать влияние на людей. Мне важно такое дело, которое позволяет чувствовать себя волшебником.
Поделиться
Фото предоставлено компаниейЧто это значит сейчас на практике? Мы берём землю, обеспечиваем работу сотрудникам компании, создаём инфраструктуру на местности, новые рабочие места для жителей области, преображаем заброшенные земли, которые стоят на трассах, предприниматели при этом зарабатывают деньги, и мы сами зарабатываем. Сразу понятно, какую пользу ты несёшь в мир. Это драйв — видеть, что одним делом можешь повлиять на несколько областей сразу.
— Наш проект называется «Наставник», потому что мы видим пробуждение интереса к теме наставничества, к передаче предпринимательского опыта. Вам приходилось примерять на себя роли наставника или наставляемого?
— Я был и наставляемым, и наставником. Я был наставляемым на протяжении нескольких лет у двух людей. Поначалу думал, что я просто общаюсь, что это интересные беседы. Спустя какое-то время понял, что это гораздо большее. Благодаря им я не сделал многих ошибок — и искренне благодарен за это. Также я получаю большое удовольствие, когда я могу делиться своим опытом. Опыт — это как стакан воды: если он полон, то я не могу что-то новое получить, пока его не опустошу. Поэтому я стараюсь держать баланс — делиться, чтобы высвободить стакан хотя бы до середины, чтобы открываться новому. И знаете, это хорошо работает!
— Как для вас выглядит идеальная коммуникация между наставляемым и наставником в бизнесе?
— Восемьдесят процентов зависят от наставляемого. Если у человека горят глаза, то ты рассказываешь — хочешь ты этого или нет. Обычно бывает так, что человек просит поговорить 5−10 минут, а ты в итоге часами с ним говоришь и отменяешь какие-то дела, потому что чувствуешь, как он впитывает. А бывает, с родственниками часами сидишь, потому что искренне хочется помочь, но через день всё это уже забыто.
Многие люди недооценивают наставников или не верят в то, что успешные предприниматели охотно будут делиться опытом. Но однажды я был на форуме, где выступал Игорь Рыбаков, совладелец «Технониколя». Мне запомнились его первые слова, когда он вошёл в зал. Он сказал: «Кто здесь находится, кто достиг успеха и думает, что он не обязан делиться своими навыками, пускай уходит отсюда». Весь зал замер — и, конечно, все остались. Где бы ты ни заработал, ты обязан делиться навыками, потому что жадные люди не могут развиваться.