Фото: Антон Тайбарей, Кавказ.РФ
Поделиться
Жемчужина инвестпортфеля
— «Мамисон» — четвёртый курорт, который, по сути, строится вашими руками, его уже называют «жемчужиной Кавказ.РФ». На каком этапе проект?— Да, мы начинали с «Архыза», потом перешли к «Ведучи», затем плавно — к «Эльбрусу», и сегодня уже занимаемся четырьмя курортами. «Мамисон» создается в рамках утверждённого плана сильной и слаженной командой Кавказ.РФ. Мы находимся на завершающей стадии промежуточного этапа — строительства двух канатных дорог, 14 километров горнолыжных трасс, всей инженерной инфраструктуры — магистральной и разводящей, подъездных путей, парковочных зон и благоустройства. Это всё сделано в этом году.
У нас есть переходящие объекты на следующий год, которые сегодня также находятся в работе . Это сервисный центр — ядро курорта, система искусственного снегообразования и дополнительные 5 километров трасс. Совокупно в сезоне 2025−2026 на «Мамисоне» уже будет 19 километров горнолыжных трасс. Параллельно мы проектируем такой серьёзный объект, как комплексная система безопасности, которой уделяем особое внимание и работаем над комплексным благоустройством всей поляны. Сейчас эти проекты переданы в Главгосэкспертизу, в ближайшей перспективе начнем по ним работу.
— В ближайший зимний сезон курорт намерены запустить — насколько это реально?
— Вполне реально. Мы завершаем первый этап, а дальше уже курорт будет с каждым годом обновляться, достраиваться, развиваться. В сезоне 2024−2025 примем первых туристов на площадке «Мамисона» — и это однозначно. Других вариантов нет.
Поделиться
В следующем году на курорте "Ведучи" начнет свою работу новая канатная дорога, которая сама по себе уже арт-объект. // Фото: Антон Тайбарей, Кавказ.РФ— Мы видели рендеры «Мамисона» — с современными архитектурными решениями, многоуровневой планировкой, арт-объектами. Кто занимался общим архитектурным решением для курорта?
— Хороший вопрос. От облика курорта зависит комфортное пребывание на нём туриста, и мы уделяем довольно много времени тому, чтобы совершенствовать архитектурный стиль и проект в целом.
Горная или горнолыжная архитектура в любом случае выдержана в общей стилистике. Мы понимаем, что это сочетание тёплых и холодных материалов, которые должны оживлять облик зданий и сооружений, особенно в зимний период, превращать окружающую среду в некую сказку. Чаще всего из материалов используются камень и дерево. Цвета, конечно же, имеют значение, особое внимание уделяется этажности.
Сам проект и дизайн-код, который мы плотно интегрировали в него, мы специально разработали совместно с Институтом генплана Москвы, и нашими коллегами по развитию особых экономических зон.
На горнолыжной стройке каждый объект уникален
— В вашем портфолио такие знаковые для Кавказа проекты, как канатная дорога «Орбита» на Архызе, где одна из опор смонтирована прямо на скале. Её строили четыре года. Этот объект можно считать самым сложным технологическим решением, с которым вы столкнулись? Есть ли другие примеры сложных решений?— Конечно, при монтаже канатной дороги СЛ-1 — её нынешнее название «Орбита» — мы столкнулись со многими проблемами. К примеру, восьмая опора нам далась сложно, поэтому использовали вертолётный монтаж устройства фундаментов. Непосредственно заливка железобетонных конструкций тоже проходила с помощью авиации. Дорога нелёгкая, но я бы не стал называть её самой сложной. Каждый объект, каждая канатная дорога уникальны по-своему.
«Орбита» — это стандартная гондольная канатная дорога, и за счёт того, что она интегрирована в очень сложный рельеф, её и непросто было монтировать. Но если сравнивать её с канатной дорогой ВЛ-1 системы 3S, которую мы делаем в «Ведучах», то последняя сложна именно технологически, таких дорог очень мало. В России их две, одна на резерве, вторая в эксплуатационном режиме.
— Чем эти две дороги отличаются друг от друга?
— Простыми словами, это две абсолютно разные технологии. Система «Орбиты», условно говоря, тяговая, стандартная. Она имеет один канат, несущий тяговый, и гондолу на несколько мест.
А система 3S — другая история. Это технология движения с помощью трех канатов, два несущих и один тяговый (поэтому и 3S), которые гарантируют максимальную плавность хода и ветроустойчивость. И, что самое интересное, наша панорамная гондола вмещает 32 человека, а это уже небольшой автобус.
За счет кратности пассажиропотока все решения на этой дороге более масштабны, начиная от станций и опор. К примеру, если на ВЛ-1 опоры высотой 86−87 метров, то на «Орбите» — стандартно 20−25 метров. И это абсолютно разномасштабные решения.
— Горнолыжный курорт состоит из нескольких компонентов: канатная дорога со станциями, трассы, сервис-центр, отели, дороги, благоустройство. Можете расставить эти объекты в порядке убывания сложности в строительном плане и объяснить, почему так?
— Можно сказать, вы уже их расставили (улыбается). Конечно же, самое сложное — это строительство горнолыжной инфраструктуры, и не только канатных дорог и трасс, а инженерных сетей, инженерной защиты. Надо принимать во внимание стеснённость условий: подъездные пути, погода, перепад высот — все эти факторы создают сложности в нашей работе, с которыми мы не сталкиваемся при строительстве на равнине либо на поляне.
Если говорить о застройке поляны, то я, наверное, выделил бы два кейса — инженерная инфраструктура с интеграцией в благоустройство. Здесь нужно не просто грамотно всё спланировать, но и распределить мощности, интегрировать и связать это с благоустройством, чтобы не переделывать одно за другим.
И, конечно же, в отдельный кейс я выделил бы создание объектов — сервисного центра и отелей, где своя специфика. Их простота в том, что пятно застройки достаточно небольшое и всё находится «под рукой», в отличие от горнолыжной инфраструктуры, где расстояния доходят до десятков километров. Но при этом на поляне очень много мелких спецзадач. И здесь тоже очень важно детально организовать работу конвейерного типа. Одно сделали, сразу зашли на другое.
Наверное, я бы так распределил строительные работы на горнолыжном курорте, и, пожалуй, поставил бы их на единый уровень.
Поделиться
2025 год для Кавказ.РФ станет годом перехода от горнолыжного строительства к работе в прибрежной зоне Каспиского моря в рамках проекта "Пять морей". // Визуализация Кавказ.РФАмбиции в ответ на вызовы
— Канатная дорога 3S на курорте «Ведучи» должна соединить Южный и Северный склоны. На каком этапе работы?— «Ведучи» — очень интересный курорт, и для меня он тоже имеет особое значение. Его уникальность, как я ранее говорил, в канатной дороге ВЛ-1 типа 3S, которая свяжет Южный, действующий, и Северный, строящийся, склоны. Это не просто дорога, это уже сам по себе аттракцион, учитывая её длину в 4,4 километра. И стоит она всего на трёх опорах. Максимальная длина пролета между опорами — 2 860 метров, это настоящее чудо инженерной мысли.
Такие канатки возводят чаще всего над длинным ущельем. К примеру, протяженность сочинской на пяти опорах 5+ км,австрийской Eisgratbahn — 4,7 км. На «Ведучи», как я говорил, длина канатки будет 4,4 км, она пройдет на высоте более полукилометра. Там безумный перепад, красивое ущелье. Мне кажется, что туристы, как минимум, будут приезжать, чтобы покататься на этой дороге и получить эти безумные эмоции.
Что касается развития самого курорта «Ведучи» курорта, то работа ведётся планово. Из 15 горнолыжных трасс у нас 14 введены в эксплуатацию, работаем над самой протяжённой трассой ВП-3, её ввод намечен на 2025 год. Помимо ВЛ-1, на курорте ещё три канатных дороги: ВЛ-2, ВЛ-5 и ВЛ-4 — две отцепляемые и одна неотцепляемая. Планируем в этом году ввести в эксплуатацию ВЛ-5 и ВЛ-4. Оборудование пришло. Степень готовности высокая.
Завершается монтаж станции канатных дорог. Работаем над протяжкой канатов, занимаемся электротехническими, электромонтажными работами. Вся инженерная инфраструктура на северном склоне — сети электроснабжения — выполнена практически в полном объёме. Заканчиваются работы над системой искусственного снегообразования.
В следующем году обновленный «Ведучи» примет своих гостей и на северном склоне, на южном канатная дорога работает . Убеждён, что курорт будет процветать.
— В следующем году Кавказ.РФ приступает к физическим работам на побережье Каспийского моря, сейчас идет активное проектирование. Какие задачи предстоит решить на этой территории?
— Это ещё один очень интересный проект. Скажем так, мы плавно переходим от горнолыжного строительства к работе в прибрежной зоне. Ключевые задачи — инженерная инфраструктура: электроснабжение, водоснабжение, водоотведение и прочие сети. Также ключевой вопрос — дорожная инфраструктура, которая требуется для обеспечения комфортной логистики. Ну и, помимо всего, застройка и внутренние разводящие инженерные инфраструктуры, благоустройство, реализация коммерческих объектов совместно с нашими резидентами.
Это будет огромная стройка, задач много, приоритеты расставлены, и мы готовы организовать работу так, чтобы качественно, в срок и финансово эффективно реализовать первый прибрежный кластер на территории СКФО, который, я бы хотел обратить внимание, входит в состав проекта «Пять морей». Без ложной скромности, из всех пяти точек самая высокая готовность у нашей. И с точки зрения наличия лимитов, и с точки зрения проектирования, и с точки зрения готовности к началу реализации. Мы первыми выйдем на площадку и первыми начнём. Надеюсь, первыми и закончим.
— Если представить самый амбициозный проект, который вам бы хотелось реализовать, то каким бы он был и где?
— Для меня самый амбициозный проект — восстановление, воссоздание горного отеля «Приют одиннадцати» на Эльбрусе, на высоте 4200 метров. Это уникальный опыт. В России подобных объектов нет. В Европе, да и в мире, их очень мало. А наша команда в 2025 году приступит к его реализации, проект прошёл экспертизу.
Это легендарный объект, нужный, важный для альпинизма, для восхождения. И насколько он важный и нужный для альпинистов, настолько и для нас, строителей, амбициозный. Представьте — высота 4200, кислорода минимум, даже машинам и механизмам тяжко работать в таких условиях, окно периода строительства очень короткое, буквально полтора-два месяца, подъездные пути и рельеф очень сложные. Это действительно вызов.
Поделиться
Работы по восстановлению легендарного "Приюта" будут проходить на высоте 4 200 метров. // Визуализация Кавказ.РФКадровая специфика горнолыжного строительства: от райдеров до инженеров снега
— Проблема кадров на стройке — насколько она серьёзна на Кавказе? Как ее решаете?— Да, к сожалению, сегодня во многих отраслях кадровый голод. Конечно, и нас данная проблема коснулась. Вероятно, нужно повышать имидж профессии, работать над улучшением условий труда, развивать профессиональные образовательные учреждения и практики с ними. На «Мамисоне», например, мы привлекли студентов второго, третьего и четвёртого курсов, и порядка 70 человек сейчас планируем интегрировать в строительный процесс. Они с охотой работают с нами. И это очень важно, что у студентов есть запрос на созидание.
И не только у студентов. На самом деле, на Кавказе проживает очень трудолюбивый народ, да и в целом в стране. Мы задействовали компании и трудовые коллективы всех республик, Ставропольского края, и, конечно же, у нас работают спецы из Центральной России. География привлечения сотрудников обширная, вплоть до Красноярска. Мы не решили эту задачу на 100 процентов, но — решаем.
— Нужны ли какие-то особенные качества для того, чтобы работать на высоте 3500 метров?
— Конечно, нужны. Во-первых, крепкое здоровье — это очень важно. Горы ошибок не прощают. Помимо крепкого здоровья, к чему я всех призываю, — занятия спортом и здоровый образ жизни. Ну и в-третьих — воля к труду и любовь к своему делу. Без этих качеств на таких высотах не поработать.
— Что вы говорите человеку, если он утверждает, что больше не может работать на высоте ни за какие деньги?
— Приходилось и через такое проходить. Если вопрос касается не здоровья, а, допустим, морального спада, то мы мотивируем ребят тем, что они своими руками создают историю для будущих поколений. И не просто объекты, а спортивные, масштабные объекты. И это их мотивирует. Повторюсь, главный внутренний мотиватор — потребность созидать.
— Кавказ.РФ уделяет большое внимание вовлечённости команды в проект. Это правда, что трассы проектируют настоящие райдеры, которые привлекаются в команду?
— Мы собрали профессиональную команду. И, да, наши ребята-райдеры очень хорошо катаются. За счёт этих компетенций и опыта удаётся не только проектировать, но и строить качественные трассы. Они же в деталях все видят, чувствуют трассы своим телом при прохождении тех или иных участков. Это даёт большой плюс в качестве реализации горнолыжных проектов.
— А вы катаетесь?
— Конечно, катаюсь и всех призываю. Мы как раз прокладываем отличную «зеленую» трассу для новичков. Хороший инструктор поставит вас за три дня на лыжи или на борд.
Технологический суверенитет и советы партнёрам
— Импортозамещение: насколько сложно было переходить на отечественных поставщиков оборудования? Как всё происходило?— Не было бы счастья, да несчастье помогло. До ввода санкций мы жили в одних реалиях, после — в других. За счёт этих сложностей мы пересмотрели все подходы. Конечно, было очень трудно на первых порах. Однажды мы проснулись, и до нас дошло, что у нас просто нет канатных дорог. А если нет дорог, мы не сможем строить курорты. Но нашлись партнёры, которые, на протяжении года днём и ночью работая над этим, обеспечивают наши потребности в поставках — как для строительства новых канатных дорог, так и для эксплуатации уже существующих.
Здесь нужно отдать должное партнёрам, бизнесу, который бился и бьётся над тем, чтобы воссоздать удачные компетенции. И это у них успешно получается. Компания «Руслет», наш основной партнёр, сейчас активно работает над стопроцентной локализацией и сохранением технологического суверенитета, и сегодня можно сказать, что в ближайшей перспективе этот процесс завершится.
— Куда идти производителям, которые хотели бы сотрудничать с Кавказ.РФ?
— Здесь подход простой. Все решения формируются на стадии проектирования, более того, законодательство сегодня, в частности, антимонопольная служба, очень хорошо работает в целях обеспечения конкуренции. И мы не закладываем какого-то конкретного производителя или поставщика в проектные решения.
Так что производителям нужно активно выходить на руководство компании, направлять свои предложения, обосновывать эти решения — и ждать результата. У нас всё прозрачно, и за счёт таких обращений и активности самих производителей вопрос партнёрства решается просто.