Поделиться
— За прошедшие с того момента полтора месяца уже было заключено соглашение между нашей компанией и Минэкономразвития России о передаче ОЭЗ «Ведучи» в управление ОАО «КСК» и подписано соглашение между нами и ООО «Ведучи» — частным инвестором проекта — о сотрудничестве в целях строительства всесезонного горнолыжного курорта.
Дальнейшие наши шаги — выполнение комплекса работ, связанных с основными техническими параметрами курорта: детальное определение границ особой экономической зоны, оценка потребностей в инженерной инфраструктуре, определение трассировки горнолыжных трасс, мест расположения канатных дорог и других объектов туристической и гостиничной инфраструктуры. В 2014 году планируем перейти к стадии активного строительства на площадке курорта. Параллельно ООО «Ведучи» получит статус резидента ОЭЗ, что позволит компании повысить рентабельность проекта и эффективность своих инвестиций за счёт получения ряда преференций и льгот.
Безусловно, важным направлением работы для нас станет привлечение внебюджетных источников финансирования, в том числе банковских кредитов и инвестиций других частных инвесторов, включая местные компании малого и среднего бизнеса.
— В декабре первых гостей примет курорт Архыз. Каковы ожидания на этот сезон? Что уже будет работать?
— В Архызе будут работать две гостиницы в туристической деревне «Романтик», две канатные дороги, четыре горнолыжные трассы, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры. И мы, и компания «Архыз-1650» в составе «Группы Синара» — это основной застройщик площадки первой деревни — в сезоне 2013–14 годов ожидаем поток туристов преимущественно из самой Карачаево-Черкесии и близлежащих регионов. При этом нужно понимать, что этот сезон во многом будет пробным, тестовым — нам нужно «обкатать» курорт, получить от туристов обратную связь: что нравится, что нет, какие услуги ещё нужны, какие замечания по ценовому предложению, стоимости ски-пассов, какие комплексные турпродукты будут востребованы и так далее. В дальнейшем будет выбрана эксплуатационная компания для площадки.
— В силе ли планы до конца этого года скорректировать стратегию компании? Будет ли изменён бюджет проектов КСК?
— Планы по обновлению долгосрочной стратегии работы ОАО «КСК» до 2025 года остаются в силе, работа идёт с привлечением передовых методик разработки подобных документов стратегического уровня. К концу года обновлённый вариант стратегии хотим представить на утверждение совета директоров. Понятно, что общие цели и сроки реализации проекта существенно не изменятся. Однако в нём выделяются два этапа реализации: приоритетное развитие получают наиболее подготовленные к строительству площадки — Архыз, Мамисон, Эльбрус-Безенги и Ведучи. А предметно разговаривать о деталях корректировки бюджета проектов в составе туристического кластера можно будет после утверждения стратегии.
— Сегодня в экономике очевидны признаки заметного торможения. На ваш взгляд, для СКФО это шанс сократить разрыв со среднероссийским уровнем экономики или риск отстать ещё больше?
— Действительно, темпы экономического роста в России снижаются, причём компании СКФО отличаются ещё более низкими показателями, чем в целом по стране. Другое дело, что в то же время специалисты отмечают высокий потенциал роста многих отраслей экономики региона, таких как энергетический сектор, агропромышленный комплекс, туризм, санаторно-курортная сфера, добывающие и обрабатывающие секторы промышленности и другие. Среди причин, которые препятствуют росту, называют преимущественно инфраструктурные проблемы, завышенную стоимость электроэнергии, необеспеченность транспортными путями, а также высокую налоговую нагрузку на бизнес и вопрос нехватки квалифицированной рабочей силы. По сути, это те проблемы, которые уже решаются в СКФО в рамках государственной программы развития региона до 2025 года и учтены в стратегии социально-экономического развития округа на тот же период. Возьмём проект создания туристического кластера на Северном Кавказе.
Создание транспортной инфраструктуры на территории ОЭЗ и по маршрутам следования туристов на курорты — наша задача, на решение которой через ОАО «КСК» выделяются бюджетные средства. По аналогичной схеме мы работаем над созданием инженерной инфраструктуры, в том числе электроэнергетической. Что касается налогообложения бизнеса, то здесь мы опираемся на механизм особых экономических зон туристско-рекреационного типа, резидентам которых предоставляются беспрецедентные налоговые льготы. Важным инструментом привлечения инвесторов является и механизм государственных гарантий. Я убеждён, что благодаря реализации подобных проектов, особенно при условии участия в этом региональных компаний малого и среднего бизнеса, у Северного Кавказа есть все шансы на экономическое развитие.
— Как вы считаете, проект Северо-Кавказского туристического кластера стимулирует появление в округе новых производств, или этот спрос вполне можно удовлетворить за счёт импорта продукции из других территорий?
— Учитывая, что одним из ключевых элементов успеха нашего проекта является максимальное использование его национальной самобытности и возможностей региональных экономик, на ваш вопрос я отвечу отрицательно — нет, за счёт импорта этот спрос не может быть удовлетворён. Более того, перед нами стоит обратная задача — стимулировать не импорт, а самообеспечение региона.
Я убеждён, что туризм способен стать одним из драйверов социально-экономического развития; он будет влиять на рост других отраслей: агропромышленного комплекса, пищевой и лёгкой промышленности, транспортной инфраструктуры, производства стройматериалов. Если говорить о сельском хозяйстве, то туристическая индустрия создаст для личных подсобных хозяйств новый огромный рынок сбыта продуктов питания — молока, мяса, сыров, овощей и фруктов. Причём тут можно говорить и о прямой продаже сельхозпродуктов туристам, и об организации поставок на предприятия туристической отрасли. А развитие бальнеологического сектора туризма, потребность в новых источниках минеральных питьевых и термальных вод и лечебной грязи создаст инфраструктуру геологоразведки, разработки месторождений и обеспечения доступа к ним туристов. Будет развиваться транспорт, электроэнергетика, что в условиях высокой степени износа существующего в СКФО энергетического оборудования особенно важно.
Вырастет спрос на продукцию добывающей и обрабатывающей отраслей; активизируются предприятия лёгкой промышленности, чья деятельность связана с обработкой шерсти, меха и кож, производством тканей и обуви.
— Ранее вы рассказывали, что была поставлена задача перевести соглашения, которые заключала предыдущая команда КСК, в практическое русло. Насколько вы продвинулись в этом вопросе?
— Эта работа ещё продолжается: мы практически сформировали инвестиционные предложения, в следующем году выйдем на конкретные переговоры с потенциальными инвесторами — французами, итальянцами; большие надежды с точки зрения привлечения инвестиций возлагаем на арабский и китайский бизнес.
— В рейтинге крупнейших компаний СКФО мы увидели инжиниринговую компанию в сфере горнолыжных подъёмников. Может ли развиваться рядом с туристическим кластером какая-либо профильная промышленность?
— Конечно, может. Более того, развитие профильной промышленности — одно из проявлений того мультипликативного эффекта, который отличает туризм. В той же Анталии, например, после превращения региона в крупный туристический центр стало активно развиваться яхтостроение. Именно поэтому ОАО «КСК» в своей работе делает особую ставку на население регионов Северного Кавказа, местные компании малого и среднего бизнеса, индивидуальных предпринимателей. Несмотря на то, что проект туристического кластера находится ещё на начальной стадии реализации, уже сейчас можно думать над тем, какие услуги и товары будут востребованы туристами, поток которых мы прогнозируем на уровне 2,5–3,5 миллиона отдыхающих ежегодно.
Это может быть производство изделий народно-художественных промыслов, сельскохозяйственной продукции и результатов её переработки, может быть, даже специальной обуви для горных походов. Известно, например, что в Махачкале производится четверть всей российской обуви, так почему бы не наладить выпуск профильной продукции, тем более что рынок сбыта для неё гарантированно будет?
— Компаниям, которые реализуют крупные проекты в СКФО, как-то придётся решать проблему квалифицированных кадров. Как, по вашему мнению, может выглядеть система их подготовки в регионе?
— Сервис — один из важнейших критериев, по которым туристы определяют возможность отдыха на том или ином курорте. Сегодня у нас критически мало специалистов, способных обеспечивать необходимый уровень сервиса, соответствующий жёстким мировым стандартам, владеющих иностранными языками и, главное, ориентированных на доброжелательное и высококачественное обслуживание клиентов.
Для решения этой проблемы наша компания подписала соглашение с Северо-Кавказским федеральным университетом о подготовке кадров по 85 специальностям, связанным с туризмом и сферой обслуживания. Студенты смогут проходить производственную практику на наших курортах.
В частности, первых практикантов примет летом 2014 года курорт «Архыз», пилотная площадка туркластера. Мы намерены использовать международный опыт в сфере образования: сотрудничать с ведущими мировыми школами гостеприимства, проводить мастер-классы ведущих иностранных специалистов в этой сфере. Планируем также организовать единый центр сертификации специалистов. Для зонтичного бренда, каковым, по сути, являются «Курорты Северного Кавказа», принципиально важно обеспечить одинаковый стандарт обслуживания на всех без исключения курортах туркластера, которых сегодня уже десять.