Конструкторы КБ завода «Ростсельмаш» (входит в холдинг «Новое Содружество») готовят к сдаче проект первой российской опытной модели беспилотного зерноуборочного комбайна. В компании пока предпочитают не называть конкретных сроков выхода первого образца, но утверждают, что в настоящее время практически все мировые производители находятся на одном и том же этапе разработки подобных «моделей будущего». Кроме этого, комбайностроители сегодня занимаются и рядом других направлений по внедрению в свою продукцию искусственного интеллекта.
По словам директора по техническому маркетингу компании Ростсельмаш Дмитрия Иноземцева, «в настоящее время развитие роботизированной техники идёт по нескольким ключевым направлениям: контроль скорости передвижения, его траектория, корректирование курса движения комбайна по заданному направлению. Есть различные системы автовождения - по навигационным картам через спутники, по оптическому распознаванию кромки поля, по валкам. У нас в Ростове уже внедрена спутниковая навигация на серийных комбайнах (RSM 161, TORUM, ACROS). В разработке находятся две другие системы автовождения».
Аналогичная система не получилась у известного рыночного игрока New Holland, и они вынуждены были от неё отказаться, другой - John Deere не стал развивать автовождение по кромке поля и валку. Тем не менее в CLAAS данные системы смогли внедрить (не на всех видах техники). Впрочем, в самом CLAAS предпочитают внедрять цифровые технологии больше в части организации производственного процесса.
«Что касается цифровых технологий, то мы хорошо понимаем, что в современном сельском хозяйстве на первый план выходит оптимизация всех процессов, их объединение в одной системе управления, которая должна быть доступна и понятна всем: от директора предприятия до механизатора, работающего непосредственно в поле на комбайне или тракторе, - считает заместитель генерального директора CLAAS в России Дирк Зеелиг. - Такие инновационные цифровые решения доступны уже сейчас. В частности, мы разработали собственный пакет программ - EASY. Он охватывает все сферы работы сельхозпредприятия: от настройки машины и систем рулевого управления до программного обеспечения, в частности, в области телеметрии (TELEMATICS)».
В числе разработок, представленных CLAAS в текущем году, значится, в частности, усовершенствованный терминал S10 с новыми функциональными разделами. Кроме того, компания усовершенствовала систему картирования урожайности. Карты урожайности на зерно- и кормоуборочных комбайнах теперь можно строить в автоматическом режиме без дополнительного вмешательства со стороны механизаторов и инженеров. Все данные с работающих на поле машин сводятся воедино и отображаются в системе TELEMATICS.
Все основные рыночные игроки одновременно занимаются разработкой систем автоматизации процесса выгрузки, очистки, управления адаптером. Другой вектор развития автоматизации технологических процессов в сельхозмашиностроении связан с управлением скоростным режимом техники. Скорость движения комбайна автоматически выбирается для поддержания оптимального производственного процесса, когда обеспечивается заданный уровень потерь, качество обмолота, урожайность и пр. Эта система сейчас проходит обкатку на опытной модели. Ещё одним направлением инноваций является автоматизация технических процессов комбайна, которые, в зависимости от качества зерна, величины потерь производят перенастройку оборотов ротора, вентилятора, подстраивают внутренние механизмы. CLAAS этой систему пока не выпустил, John Deere её анонсировал в 2015 году, но в серию она ещё не пошла. Ростсельмаш также сейчас ведёт работы в этом направлении.
«Полной автоматизации по технологическим процессам пока нет ни у одного производителя, - считает г-н Иноземцев. - Однако, этот процесс вполне обозримого будущего. Предполагаем, что через 10-15 лет беспилотные комбайны уже будут реальностью».
Основания для оптимизма ростовские комбайностроители черпают из сотрудничества со специалистами холдинга «Росэлектроника» (входит в госкорпорацию «Ростех»), который с 2016 года реализует проект по созданию аппаратно-программных средств управления беспилотной сельхозтехникой в интересах КЗ «Ростсельмаш».
На сегодняшний день инженеры института разработали составные части бортовой навигационно-связной аппаратуры, а также аппаратную часть диспетчерского центра автоматизированного управления сельхозтехникой. Аппаратура обеспечивает точность навигации 2,5 см. Связь с базовой станцией фазовых дифференциальных поправок обеспечивается в каналах GSM и УКВ.
«Сдача проекта и проведение приемочных испытаний запланированы на ноябрь 2018 года, - сообщили в пресс-службе «Росэлектроники». - Мы ведем работы в интересах «Ростсельмаша», и на данный момент это наш основной партнер в агропромышленной отрасли».
По прогнозу руководителя департамента развития беспилотных транспортных средств группы компании Cognitive Technologies (российский разработчик систем искусственного интеллекта для беспилотных транспортных средств) Юрия Минкина, рынок беспилотной
Дело за малым – осталось убедить владельцев агрохолдингов в том, что им необходима сегодня беспилотная техника и цифровое земледелие. Но как раз здесь у инноваторов и возникают проблемы.
Президент ООО «Мивар» (компания-инноватор в области интеллектуальных информационных технологий и систем искусственного интеллекта) Олег Варламов полагает, что сейчас ведущие игроки АПК лишь изучают возможность внедрения систем, созданных с использованием искусственного интеллекта. «Агрохолдинги очень осторожно относятся к искусственному интеллекту, предпочитая понятные и хорошо зарекомендовавшие себя биотехнологии и агрохимию. Тем не менее, сельское хозяйство - одна из наиболее понятных и перспективных отраслей с точки зрения использования интеллектуальных систем и робототехники. Ведь очевидно, что опрыскивание сельхозугодий вполне можно доверить дрону, а уборку зерновых - беспилотному комбайну».
Инноваторы надеются что в ближайшем будущем у рыночных игроков подход к сельскому хозяйству изменится, и на смену разрозненным и не всегда эффективным технологиям придет комплексный подход, который будет использовать интеллектуальные платформы, с возможностью управления группами дронов и парком беспилотной техники, с интегрированными аналитическими, прогностическими и специализированными системами поддержки принятия решений.
Но для этого необходимо, чтобы инициатор программы роботизации и автоматизации АПК – Минсельхоз гарантировал бы владельцам агрохолдингов доступные кредиты и госгарантии на затраты по внедрению инновационных технологий. Без этого отвоёвывать позиции на мировых торговых площадках российскому АПК будет невозможно.