Пока автомобили в Ростовских автосалонах есть, но их наличие на складах уже под вопросом//Фото bagra.ru
По данным агентства «Автостат» (на основе данных АО «Электронный паспорт»), падение российского рынка новых автомобилей по итогам первого квартала составило 25%. В марте падение существенно усилилось (в январе и феврале оно составляло 12%, в марте – 43%) вследствие военной спецоперации на Украине и последовавших за этим санкций, ответили в «Автостате» на запрос «Эксперта Юг». В Краснодарском крае падение продаж по итогам первого квартала составило 23% (продано 11,6 тыс. автомобилей), а в Ростовской области — 27% (6,7 тыс. авто).
После начала военных действий многие автопроизводители объявили о приостановке поставок автомобилей на российский рынок. Кроме этого, нарушение логистических цепочек поставок комплектующих вызвало остановку конвейеров на ряде автозаводов в РФ. Также обвал курса российского рубля в конце февраля и начале марта привел к тому, что новые автомобили за месяц подорожали в среднем на 35-45%.
По данным другого источника — Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), — в марте в России было продано 55 129 новых легковых автомобилей, что на 62,9% меньше по сравнению с тем же месяцем прошлого года. Все без исключения компании в списке 25 самых популярных марок показали существенное падение продаж. Лидером остается «Автоваз», который в марте продал 12 289 автомобилей Lada (-64%). На втором месте Kia, (-68%) — 6336 машин, на третьем — Hyundai с 4909 автомобилей (-68%). Затем идут Renault (4072 автомобиля, -65%) и Toyota (3231 машина, -69%).
Заводы стоят, дилеры уходят в минус
Что касается второго квартала года, то ситуация на российском рынке может усугубиться, считают в «Автостате». Во-первых, нет ясности, возобновятся ли поставки автомобилей тех марок, которые объявляли о приостановке поставок (это практически все премиальные бренды, а также ряд европейских и японских брендов). Во-вторых, непонятно, когда заработают автозаводы. Пока, по данным агентства «Автостат», работают только четыре (производят легковые автомобили): Ульяновский автозавод (УАЗ), «Хавейл Мотор Рус», «Мазда Соллерс» и «Автотор», на котором продолжается выпуск моделей Kia и Hyundai, в то время как сборочный конвейер BMW приостановлен. При этом, УАЗ объявил корпоративный отпуск на шесть рабочих дней в первой половине мая, в результате чего конвейер остановят на две недели с учетом майских праздников. Зато с 24 апреля должен возобновить производство «Автоваз», который ранее перенес двухнедельный корпоративный отпуск с лета на апрель. Правда, с 6 июня завод введет режим четырехдневной рабочей недели на производственных площадках в Тольятти и Ижевске сроком на 3 месяца в связи с «прогнозом российского авторынка и продолжающимся кризисом поставок электронных компонентов». О перспективах возобновления работы других автозаводов в России пока не сообщается.
Также, как отмечают в «Автосате», продолжают расти цена на еще продающиеся в автосалонах автомобили.
«Автосалоны» ждут июня и переходят в режим «индивидуальный»
Что касается автодилеров в Ростове, то ситуация у всех примерно одинаковая: падение продаж и пессимистичные ожидания. В автосалоне «Лада» (официальный дилер «Кристалл») «Эксперту Юг» рассказали, что цены планово выросли на 16-20% еще в середине февраля, потом уже внепланово они подскочили еще на 6-10%. В целом по сравнению с прошлым годом, стоимость автомобилей «Лада», в зависимости от комплектаций, выросла на 20-30%.
Как рассказал менеджер автосалона, если раньше можно было выбрать цвет и комплектацию, заказать ее, оставив задаток, то сейчас подход «берите, что дают». Продают при этом либо самую минимальную комплектацию с допами (дополнительными опциями от автосалонов), либо максимальную по уже выросшей цене.
Допы теперь устанавливают, не стесняясь: для автомобиля «Лада Веста» в минимальной комплектации это, например, антикоррозийная обработка, музыка, коврики. В среднем цена автомобиля поднимается на 50-70 тыс. рублей. На этом дилеры пытаются теперь заработать на падающем рынке.
Что касается стоимости самых популярных моделей: стоимость самого популярного отечественного автомобиля «Лада Гранта» сейчас начинается от 940 тыс. рублей, «Веста» (второй по популярности) — от 1,4 млн рублей, «Лада X-Ray» – от 1,2 млн. Даже отечественная «Нива» («Лада» 4Х4) стоит чуть более 1 млн рублей, хотя это самый российский по объему отечественных комплектующих автомобиль.
В автосалонах «Рено» и «Киа» (ГК «Авингрупп») цены выросли на 40-50%. Уже сейчас невозможно найти автомобили в базовой комплектации. Самый «простой» автомобиль «Рено Логан» продается за 1,4 млн рублей, внедорожник «Рено Дастер» — 2,3 млн рублей, «Рено Аркана» продается по цене премиального автомобиля в 3,7 млн рублей.
В автосалоне «Киа» менеджеры всеми силами демонстрируют индивидуальный подход, предлагая цену ниже указанной на ценнике при соблюдении определенных условий. Главное из них — оплата наличными «здесь и сейчас». Индивидуальная цена может заключаться также в наличии большого количество допов «за те же деньги», что и без них.
Стоимость автомобилей в автосалоне «Хендэ» («Ключавто») выросла на 30-40%, рассказал менеджер салона. Так модель «Солярис» теперь стоит 1,5 млн рублей, «Крета» — 2,2-2,5 млн рублей, а люксовый внедорожник «Санта Фе» продается за 4,7 млн рублей.
В автоцентре «Мерседес» («Ключавто») завозят только дорогие комплектации от 10 млн рублей, рассказал менеджер автоцентра. Машины также подорожали в среднем на 30% по сравнению с январем. В наличии в Ростове около 320 машин. «Цены – космос, однако продажи идут – в марте-апреле продали две машины за 9 млн рублей», — рассказал менеджер.
Пока никто не закрывается, цены на обслуживание не изменились, правда, на 30-40% в цене выросли запчасти. Есть и хорошие новости – они в наличии.
По словам опрошенных дилеров иномарок «Авингруп», «Кристалл» и «Ключавто», ситуация с продажами может измениться к июню. Именно к этому сроку у дилеров ожидаются поставки новых автомобилей, а также возобновление работы ряда заводов (об этом ниже). Правда, многие популярные модели уже больше не будут поставляться на рынок. Возможно, в будущем российские автомобили, а также иномарки, производимые в России, будут комплектоваться отечественными или «альтернативными» деталями.
Генеральный директор ГК «Сокол Моторс» Владимир Соколов, один из старейших официальных дилеров 13 марок (включая Ford, Lada, Hyundai, FIAT, Nissan) отмечает, что в текущей ситуации его компания практикует более индивидуальный подход к клиентам: предоставляет скидки, предлагает определенные опции и сервис, иногда продает автомобиль даже ниже закупочной цены. Это позволяет замедлить падение продаж. В самой компании «провели работу по оптимизации».
«В целом рынок находится в ожидании, продажи сильно просели, теперь выжидаем, что будет дальше», — говорит Владимир Соколов.
Автомобили будущего станут автомобилями из прошлого
Между тем, российские автопроизводители сегодня переходят на выпуск машин, комплектуемых «альтернативными запчастями». «Упрощенные» модели – это способ решить проблему запрета ввоза из-за санкций некоторых комплектующих, считают в «Автостате». Решение вполне логичное для наших автозаводов. Поэтому многое на авторынке будет зависеть от того, как дальше будет складываться ситуация на Украине и какие будут последствия.
Поставки техники заказчикам заводами, оказавшимися в тяжелой ситуации будет осуществляться в соответствии с вступающим в законную силу техрегламентом, касающимся безопасности и работающим в «особый период», сообщал Минпромторг РФ. Скорее всего, автокомпании будут отказываться от части компонентов (катализаторы, усилители руля, «продвинутые» тормозные системы и системы курсовой устойчивости, дополнительные подушки безопасности), оказывающих влияние на экологию, безопасность и комфорт. «Камаз», например, возобновил производство грузовиков с нормами вредных выбросов, соответствующих Euro 2.
При этом в правительстве считают, что нововведения на законодательном уровне помогут развивать отечественную компонентную базу. В «Автовазе» с июня начинают выпуск «упрощенных» автомобилей, в которых количество импортных деталей сведено к минимуму.
Правда, пока автодилеры столкнулись с проблемой запчастей при осуществлении гарантийного обслуживания. Автопроизводителям было направлено письмо с просьбой разрешить использовать неоригинальные и даже б/у детали, однако зарубежные участники рынка от подобных предложений отказались. Они заверили, что перебои с поставками оригинальных запчастей носят временный характер. В Hyundai и Nissan и вовсе утверждают, что поставки запчастей в РФ продолжаются.