
26 июля состоится финальное, 57-е заседание Законодательного Собрания Ростовской области пятого созыва, на котором впервые будут вынесены на рассмотрение два законопроекта — «О статусе административного центра Ростовской области» и «О развитии агломераций», сообщил на пресс-конференции председатель донского парламента Александр Ищенко. Спикер отметил, что оба «новых областных закона» были инициированы губернатором Василием Голубевым и депутатами ЗС. «Несмотря на то, что первый (законопроект) касается Ростова-на-Дону, а второй — перспектив развития донских территорий, документы тесно связаны, поскольку касаются возможностей для эффективного развития региона, — отметил Ищенко. — Оба документа появились после Чемпионата мира по футболу, учитывают полученный опыт, а также наши стратегические цели и задачи. Завтра мы должны обсудить эти два абсолютно новых областных закона и принять в первом чтении».
По словам Ищенко, при разработке законопроектов авторы опирались, в основном, на два источника. Первый — мартовское послание Президента России Федеральному собранию. В частности, Владимир Путин говорил о том, чтобыразвитие городов «стало движущей силой для всей страны» и что «активная динамичная жизнь России не может быть сосредоточена только в нескольких мегаполисах». «Крупные города должны распространять свою энергию, служить опорой для гармоничного пространственного развития (всей) России», — привёл спикер слова главы государства. Второй источник — Стратегия социально-экономического развития Ростовской области до 2030 года, которая на этой неделе будет передана для согласования в федеральный центр. Она предусматривает, например, деление региона на девять территориально-экономических округов, для сбалансированного расселения граждан. В Стратегии также упомянуты территории, которые войдут в полюсы роста: инновационно-технологический, индустриальный, агроиндустриальный, перспективный). Всего таких территорий семь и у каждой будет свой административный центр. Как сообщил «Эксперту ЮГ» Александр Ищенко, эти и другие аспекты стратегического плана региона учитывались в работе над новыми законопроектами.
Как отметил председатель ЗС, согласно проекту закона «О статусе административного центра Ростовской области» за Ростовом, прежде всего, предлагается закрепить целый ряд дополнительных функций: создание условий для деятельности федеральных и областных органов власти, содействие в организации транспортного, гостиничного, культурного и иного обслуживания граждан прибывающих в мегаполис; сохранение его исторического облика; создание условий для проведения международных, российских и областных мероприятий, обеспечение условий для строительства зданий и сооружений, необходимых для развития города, как административного центра региона.
«Ростов и сейчас выполняет многие из этих функций и будет выполнять независимо от того, примут (новый) закон или нет, — заметил Ищенко. — Вопрос в том, в каких правовых и финансовых условиях город будет это делать. Проект закона предусматривает выделение из областного бюджета субсидий по таким направлениям, как дорожное строительство, сохранение и популяризация объектов культуры, благоустройство, транспортное обслуживание, охрана окружающей среды и др. Главное, нам нужно сохранить исторический облик Ростова. Это все понимают. Сам город Ростов не справится с этой задачей. Ему нужна помощь. И не только областная, но и федеральная».
По мнению Александра Ищенко, закон «О статусе административного центра» позволит на уровне региона принимать специальные программы софинансирования, направленные на сохранение и развитие Ростова-на-Дону, где в центре «большинство исторических зданий — памятники архитектуры областного значения».
Второй важный аспект, уверен спикер, связан с межбюджетными взаимоотношениями. «Ростов — город, который имеет доходные источники больше, чем любой другой муниципалитет региона,— отметил председатель ЗС. — По закону, часть доходов мегаполиса субъект федерации может изымать в качестве отрицательного трансферта. До последнего времени это происходило автоматически. Законопроект устанавливает запрет на отрицательный трансферт из городского бюджета. Это делается для того, чтобы изъятие денег из городской казны не происходило автоматически. Оно должно быть обосновано и высшим арбитром в этом вопросе должен быть только губернатор».
Актуальность второго законопроекта «О развитии агломераций в Ростовской области» продиктована желанием региональной власти выстроить логичную систему приоритетов, преференций и поддержки развивающихся территорий Дона. Проще всего это сделать через создание агломераций. Координироваться такие образования будут специальным советом при правительстве Ростовской области по вопросам развития агломераций. Как сказано в проекте закона о развитии агломераций, положение о координационном совете и его персональный состав утверждаются правительством Ростовской области.
«Очевидно, что современные темпы развития и расширения городов приводят к стиранию границ между расположенными рядом с ними посёлками и хуторами — прокомментировал Ищенко. — Мы это видим на примере не только Ростова, но и других городов региона. Они, с одной стороны, становятся центрами притяжения для жителей соседних территорий. С другой стороны — центрами влияния на территориальных соседей. Законопроект предусматривает создание агломерации для усиления связей между ближайшими муниципалитетами. Это обеспечит поддержку из областного центра для комплексного развития, оптимизации коммунальной, транспортной и социальной инфраструктуры, создания условий для привлечения инвестиций за счёт развития производств и роста численности населения, который, в том числе, обеспечит и приток новых специалистов».
По мнению разработчиков, закон «О развитии агломераций» создаст возможность комплексного использования ресурсов муниципалитетов, которые «будут договариваться друг с другом, делиться полномочиями, а, возможно, и создавать общий кошелёк». Тесное взаимодействие муниципальных образований, уверен Ищенко, позволит эффективно развиваться как агломерации, так и каждой из её частей.
По словам председателя Заксобрания, если завтра оба новых законопроекта будут приняты в первом чтении, то в августе состоится их публичное обсуждение, в котором примут участие юристы, архитекторы, работники социальной сферы и другие специалисты. После этого с учётом пожеланий законопроекты будут скорректированы и переданы на второе чтение. Но это уже будет в ЗС нового созыва.
Кроме двух новых областных законов, на итоговом заседании донского парламента 26 июля депутаты рассмотрят законопроект об исполнении областного бюджета, два законопроекта, предлагающие решения проблемы обманутых дольщиков, предложение о продлении на три года права на получение регионального материнского капитала, изменения в структуре Заксобрания региона с определением новых форм работы. Всего — 32 вопроса.