фото: пресс-служба аэропорта "Платов"
Лоукостер «Победа» (100%-ная «дочка» «Аэрофлота») планирует отказаться от полетов из Москвы и Санкт-Петербурга в Ростов и Самару, а также из Сочи в Самару (выполнялись прошлым летом и планировались в этот сезон) из-за резкого роста стоимости обслуживания в этих аэропортах, рассказал «Ведомостям» представитель «Победы».
Аэропорты «Платов» (Ростов-на-Дону) и «Курумоч» (Самара) занимают 11-е и 12-е места по пассажиропотоку в России. Оба входят в холдинг «Аэропорты регионов» Виктора Вексельберга.
«Платов» – первый аэропорт, построенный в России с нуля (открыт в декабре 2017 г.), «Аэропорты регионов» вложили в его терминалы 18 млрд руб. Для окупаемости этих инвестиций ФАС установила для «Платова» тарифы на пять лет с возможностью ежегодного повышения. ФАС регулирует четыре базовых тарифа, которые авиакомпании платят обязательно: сбор за взлет-посадку, за услуги авиационной безопасности, за предоставление терминала пассажирам и за обслуживание пассажиров.
Предварительные итоги работы аэропорта «Платов» в 2019 году в части пассажиропотока показали небольшое замедление роста. Объективные причины: снижение интенсивности перевозок после Чемпионата мира по футболу 2018 года и ряд «неавиационных факторов» (отмена авиасообщения с Грузией).
Ранее, 23 января на своей пресс-конференции губернатор Ростовской области Василий Голубев также высказался о причинах снижения пассажиропотока «Платова». «Какие есть причины? Цена обслуживания самолетов, — отметил глава региона. — Если мы помогаем «Азимуту» (авиакомпании, базовому перевозчику аэропорта Ростова – прим. ред.), то других субсидировать не можем. Мы поставили этот вопрос перед компанией (управляющей аэропортом — прим. ред.): мы субсидируем, а вы держите высокую цену. Мы продолжим эту работу, иначе потенциальные возможности аэропорта не будут использоваться в полной мере».
Субсидирование авиакомпании «Азимут» в текущем году предусмотрено на уровне 325 млн руб., сообщал губернатор Голубев. По его словам, авиакомпания планирует расширение географии международных полетов — за счет международных рейсов в Мюнхен и Баку. Также обсуждается возможность увеличения полетов в Татарстан.
Авиакомпания «Азимут» является базовым авиаперевозчиком аэропорта Ростова-на-Дону — с декабря 2017 года она сменило базирование на аэропорт «Платов». Маршрутная сеть авиакомпании включает рейсы из Ростова-на-Дону и Краснодара в другие регионы России.
По словам представителя компании «Аэропорты регионов», отказ «Победы» от направлений на Ростов заключается не в росте тарифов. «Победа» пользовалась льготами, которые аэропорт предоставляет авиакомпаниям при открытии новых маршрутов и наращивании пассажиропотока. «В последний год «Победа» не выполняла данные условия, а после закрытия для полетов Грузии, транзитный пассажиропоток «Победы» и вовсе стал сокращаться, — указывает представитель «Аэропорты регионов». В результате действие скидок прекратилось. В компании уверены, что отказ от выполнения рейсов «нельзя назвать эффективным шагом». Москва остается самым востребованным и наиболее выгодным для перевозчиков направлением (более половины пассажиропотока аэропорта сосредоточено именно на этом направлении). Выпадающие рейсы «Победы» в очень короткие сроки заместят другие перевозчики.
Так например, авиакомпания «Азимут» сообщает, что в два раза увеличивает частоту рейсов по направлению Ростов — Москва. В сезоне весенне-летней навигации 2020 года «Азимут» планирует выполнять по два ежедневных рейса в столицу.
«Увеличение частоты рейсов в Москву нашего базового перевозчика показывает, что столичное направление по-прежнему остается самым востребованным у пассажиров и коммерчески выгодным для авиакомпаний, — говорит исполнительный директор аэропорта Платов Александр Серов.
По словам руководителя аналитической службы агентства «Авиапорт» Олега Пантелеева, прямое сравнение тарифов с соседними аэропортами будет не в пользу «Платова». Также очевидно и то, что схема полетов в Грузию с короткой остановкой в Ростове была связана «с возможностью летать по востребованному направлению, чтобы снять определенные ограничения, связанные с коммерческими правами». «Не вижу никаких противоречий между позициями аэропорта и лоукостера. Лоукостеры чувствительны к изменениям любых условий. Если какое-либо направление теряет рентабельность, есть смысл переориентироваться на другие линии», — говорит Пантелеев. По его словам, можно предположить, что какую-то незначительную часть пассажиропоток «Победы» никто не сможет перехватить, но в целом пассажиропоток на ростовском направлении не снизится. «По статистике Aviasales, «Победа» является ценовым лидером по наиболее привлекательным ценам на внутренних линиях, но ряд компаний все же уже дышат в затылок, предлагая тарифы ,немногим более высокие, например, тот же «Азимут»», — говорит Пантелеев.