Потери аэропортов Краснодара, Сочи и Анапы, которыми управляет компания «Базэл Аэро», могут превысить до 400 млн рублей
Выручка и пассажиропоток аэропортов Кубани за апрель снизились более чем на 90%, и когда начнется восстановление, не знает никто. Генеральный директор ООО «Базэл Аэро» Алексей Старостин рассказал «Эксперт Юг» о работе в этот период.
— Как бы вы охарактеризовали текущий кризис и его влияние на Краснодарский край?
— В непростой ситуации, связанной с пандемией короновируса, одна из самых пострадавших отраслей – туризм. В силу того, что Краснодарский край всегда развивался как центр туристической деятельности, запрет на перемещение очень сильно сказался на этой отрасли, а соответственно на всей экономике края. С другой стороны, очевидно, что международное сообщение станет доступным гораздо позже внутреннего. Можно надеяться, что большая часть туристов воспользуется сервисом и услугами курортных городов Краснодарского края после снятия ограничений внутри страны.
— Как данная ситуация отразилась на вашей деятельности и на деятельности компаний из вашей отрасли?
— Кризис очень сильно сказался на компаниях, связанных с авиаперевозками. Это и авиакомпании, и аэропорты, и, конечно, топливо-заправочный комплекс и туристические компании. Убытки аэропортов Кубани в связи с кризисной ситуацией только за апрель могут превысить 400 млн рублей. На сохранение квалифицированного персонала компании необходимо более 165 млн рублей в период вынужденного простоя. В среднем по группе аэропортов к концу апреля пассажиропоток снизился на 95%, выручка на 90%. Но все аэропорты продолжают свою работу даже в условиях сокращения производственной деятельности. К объекты неавиационной коммерции — кафе и магазины — сейчас не работают вообще.
— Какие угрозы для бизнеса вы считаете главными?
— Ограничения на перемещение как внутри страны, так и за ее пределы привело к колоссальному спаду пассажиропотока. Авиакомпании в больших количествах отменили рейсы и приземлили воздушные суда в разных аэропортах, ориентируясь на свою фактическую загрузку, которая сейчас минимальна. Пассажиры, ограничены условиями самоизоляции, бояться летать и предпочитают оставаться дома, что вполне естественно и правильно, но экономическому росту не способствует.
Из-за шаткой ситуации в мире с распространением вируса, и в частности в России, невозможно предугадать, когда начнется восстановление отрасли, когда откроется международное сообщение и наладится внутреннее. Эта неопределенность и представляет собой большую угрозу для бизнеса. На наш взгляд, восстановление рынка начнется сразу после снятия ограничений на перемещения граждан. Предполагается, что восстановление внутренних перевозок до уровня 2019 года может занять от 6 до 18 месяцев. Все будет зависеть от того, как долго продлится период ограничений, и насколько сильное влияние он окажет на доходы граждан и прибыль компаний в среднем по стране.
— Чему нынешняя ситуация научила вас? Как вы перестроили бизнес-процессы в компании?
— Самый большой и ценный актив компании – ее сотрудники. В связи с резким спадом пассажиропотока, а соответственно доходов аэропортов, компания была вынуждена прибегнуть к сокращению режима работы аэропортов, переводу сотрудников на неполную рабочую неделю. Компания и сотрудники были вынуждены адаптироваться к дистанционной работе.
— Какими мерами государственной поддержки бизнеса планируете воспользоваться? В каких антикризисных мерах и решениях, на ваш взгляд, нуждается бизнес?
— В ходе обращения 15 апреля президент РФ заявил о том, что 23 млрд рублей будет направлено на поддержку авиационных компаний. 24 апреля был одобрен список из 162 системообразующих предприятий транспортного комплекса, которые в приоритетном порядке могут рассчитывать на выделение средств из бюджета. В него вошли компании из 14 транспортных отраслей, в том числе и аэропорты, среди которых значатся международные аэропорты Сочи, Краснодар и Анапа. Аэропорты нуждаются как в отсрочке выплат по кредитам, снижении налогового бремени и страховых платежей, а также компенсаций затрат на борьбу с распространением инфекции. Именно аэропорты стали форпостом в борьбе с эпидемией.
— Как вы считаете, повлияет ли нынешний кризис (особенно необходимость работать онлайн) на дальнейшее отношение работодателей к своим сотрудникам?
— Переход на дистанционную работу для многих сотрудников дался легко, компания смогла оперативно подготовиться к новому формату. Возможно, эти перемены откроют что-то новое для взаимодействия сотрудников внутри компании.
— Какие специалисты вышли на первый план в кризис?
— На первый план вышли сотрудники, обеспечивающие деятельность аэропорта в условиях пандемии: медицинская служба, сотрудники, взаимодействующие с государственными органами, сотрудники служб безопасности, наземного обслуживания и организации перевозок. При переходе на дистанционный режим большой объем работы выпал на представителей IT-направления. В будущем ситуация должна нормализоваться, будут востребованы все сотрудники вне зависимости от специализации.
— Как нынешняя ситуация отразится на инвестиционных планах компании, в частности, на создании мультимодального комплекса на базе Краснодарского аэропорта?
— Работа над проектом строительства мультимодального транспортного комплекса, ключевым объектом которого станет новый аэровокзал в Краснодаре, продолжается, несмотря на экономическую ситуацию. Компания уже выбрала проектировщика объектов федеральной собственности — сибирскую компанию «Красаэропроект», на счету которой более десятка проектов в аэропортовой сфере. Скоро мы определим проектировщика по проектированию терминала. При этом срок сдачи объекта не переносится. Ранее мы заявляли о сроках окончания строительства нового аэровокзала в Краснодаре до конца 2023 года. Корректировка сроков возможна только в случае длительного восстановления экономической ситуации на рынке.