94 100 13

Алексей Тактаров, UBTec: «Расти в облаках»

1425
9 минут

Ростовская компания UBTec после открытия облачного сервиса 2 года подряд растёт опережающими темпами. Её основатель с этим продуктом планирует выйти на федеральный уровень, чтобы бросить вызов рыночным «гигантам»

Алексей Тактаров, UBTec: «Расти в облаках»

1425
9 минут

Ростовская компания UBTec после открытия облачного сервиса 2 года подряд растёт опережающими темпами. Её основатель с этим продуктом планирует выйти на федеральный уровень, чтобы бросить вызов рыночным «гигантам»

Алексей Тактаров, UBTec: «Расти в облаках»

Поделиться

Победитель конкурса «Стратегия растущей компании» в номинации «Лучшая интернет-стратегия», компания UBTec Алексея Тактарова, растёт за счёт предоставления облачных услуг среднему бизнесу. В ближайшее время он планирует выйти в наиболее развитые регионы России. В рамках стратегии основную ставку UBTec делает на развитие «облачного» сервиса TheCloud, который даёт компании основной прирост выручки.

Алексей Тактаров имеет два высших образования по специальностям «Технологии машиностроения» и «Государственное и муниципальное управление». После работы в 90-е годы в финансовом секторе в 2002 году он основал собственную компанию ЗАО «ЮБиТек». С 2015 года, после открытия собственного «облачного» сервиса, компания вышла на новый этап развития, ежегодно наращивая объём выручки на 25% в год. По итогам 2016 года выручка компании составила более 100 млн рублей.

— Крупные игроки рынка, «облачные» провайдеры («Ростелеком» или «АйтиГрад»), предоставляют услуги, которыми пользуются предприятия по всей стране. Можно ли сказать, что вы заходите на территорию монополий?

— Да, когда мы создавали своё «облако», в первую очередь мы конкурировали с гигантами, потому что только крупные компании предоставляют «облачные» услуги. Связано это с необходимостью больших инвестиций. Тем не менее, именно крупных игроков довольно много. Это не только «Ростелеком», Cloud4Y, «АйтиГрад» но и тот же Microsoft Azure, и IBM Cloud. Конкурировать с ними нам удалось, в первую очередь, за счёт мобильности, потому что все крупные компании достаточно громоздкие, и решения принимают довольно долго. Кроме того, определённую роль играет менталитет — с технической точки зрения местонахождение «облачного» провайдера не играет принципиальной роли, но в нашем регионе важен личный контакт, схожие ментальные ценности.

— Крупному игроку априори легче предлагать низкие цены на свои услуги. Какая политика сложилась в этом отношении у вас?

— Нам, конечно, пришлось предлагать такие же цены, и даже быть где-то дешевле, чтобы заработать дополнительное преимущество, но это не основная наша сильная сторона. Основная отражена в слогане: «“Облако”, которое рядом». По сути, крупные игроки работают по следующей схеме: они предоставляют доступ к ресурсам, из которых вы самостоятельно берёте необходимый объём и пользуетесь им. А мы рассматриваем любого клиента как проект. Мы предлагаем сопровождение, помощь в переводе существующих мощностей и технологий клиента на новые рельсы. Новые заказчики нередко не понимают полностью, как перейти на «облако», стоит ли построить собственное или воспользоваться гибридным вариантом. В этом случае мы не являемся конкурентами крупным компаниям, потому что таких услуг у них нет.

— Удаётся ли конкурировать по качеству с крупнейшими игроками?

— По качеству крупных игроков обойти сложно — у нас в этом отношении одинаковый уровень. А вот по клиентоориентированности и сервису — да, я более гибкий. Я могу пять раз встретиться с клиентом к тому моменту, когда «Ростелеком» в первый раз ответит на запрос. Кроме того, у нас есть уникальный опыт — наша компания 15 лет работает как системный интегратор. Именно поэтому мы и используем проектный подход, и прекрасно в нём разбираемся. Такого опыта у других игроков нет.

— Какой процент клиентов заходит в «облако» и больше от него не отказывается?

— Процентов 98. 2 процента — это те, у кого бизнес закрылся. Те, кто используют «облако», понимают его экономическое преимущество и с его помощью только расширяют свои функции.

— Есть облачные технологии SaaS, предоставляющие софт, PaaS — платформа для разработки, IaaS — инфраструктура и вычислительные мощности. Если это рассматривать вместе с современными возможностями для аутсорсинга, как может выглядеть наиболее современный бизнес?

— Современные технологии через несколько лет позволят бизнесмену полностью концентрироваться на производственном процессе, не отвлекаясь на побочные задачи. Практически всё можно отдать на аутсорсинг. Бухгалтерия, логистика, юридическое сопровождение, ИТ — это не ключевые процессы, на которые постоянно нужно тратить время и ресурсы. «Облако» предоставляет целый ряд удобных возможностей, благодаря которым можно сказать, что все эти процессы уйдут в интернет и удалённый доступ. Думаю, и количество «железа» в офисе тоже сократится: если ноутбуки, персональные компьютеры и планшеты останутся как устройства доступа, то сервера, системы хранения, собственные ЦОДы точно уйдут в «облако». Всегда выгоднее арендовать «железо», а не устанавливать и поддерживать полностью всю систему.

— На чём может сэкономить современная компания благодаря удалённым сервисам?

— В идеальной компании может остаться только производство. Сегодня можно отказаться от складов и воспользоваться услугами логистических компаний. Зачем заниматься логистикой, если это не ваш профиль? Бухгалтерию давно выгодно отдавать на аутсорсинг. Почему бы не перенести риски на тех людей, которые отвечают за результат и возместят любой возможный ущерб? Если ошибётся штатный бухгалтер, спрашивать всё равно будут с директора. По тому же принципу сейчас заменяются ИТ-департаменты. Даже продажи сейчас постепенно уходят в аутсорсинг, в интернет. Сейчас можно настроить персональный доступ каждому сотруднику вне зависимости от его месторасположения и автоматизировать для него все процессы.

Таким образом, существенно сокращается фонд оплаты труда и соответственно налоги. Кроме того, снижаются затраты на помещение. Если говорить конкретно об ИТ и «облачных» технологиях, по нашим расчётам, затраты на «облако» и на оборудование собственного сервера уравниваются за пять лет работы. Но за этот срок сервер уже устаревает, и его пора менять или утилизировать. Это если говорить о самом «железе». С софтом ещё проще — вам не надо покупать право на использование программного обеспечения, это вообще не материальная вещь, проще оплатить только потребление, аренду ПО.

— В вашей стратегии указывается, что вам пришлось сместить ориентиры по целевой аудитории с малого бизнеса в сторону среднего бизнеса. Когда всё-таки «облачные» технологии придут в малый бизнес?

— Малому бизнесу уже выгодно использовать эти технологии. Задержка есть по двум причинам. Первая — отсутствие грамотности в области высоких технологий и общий консерватизм. Вторая причина — наличие двойной и тройной бухгалтерии малого и микробизнеса. Не понимая тонкостей работы «облачных» технологий, они считают, что отдают эти тайны чужому человеку, который каким-то образом может ими воспользоваться. Все данные в «облаке» защищены и находятся в безопасности, уровень которой не сможет обеспечить иногда даже средний бизнес. «Облачные» технологии минимизируют риски и объём инвестиций для старта — как раз для малого бизнеса и стартапов это ключевые преимущества.

— Какой объём инвестиций понадобился для того, чтобы открыть собственное «облако»?

— Мы начали с нескольких миллионов рублей, но с тех пор многое значительно улучшили. К настоящему моменту объём инвестиций составляет около миллиона долларов. Они вложены в оборудование и в программное обеспечение.

— Как именно вы собираетесь расширять географию продаж?

— Во-первых, сначала мы собираемся увеличить мощности. Во-вторых, мы хотели бы разместить несколько стоек с нашим оборудованием в нескольких крупных городах, возможно, в Краснодаре и Ставрополе, и зайти в эти города. Это позволит клиентам быстрее работать с данными. В Ростове-на-Дону у нас есть возможность до некоторых клиентов протянуть прямой канал связи — это вообще мгновенный отклик на любой запрос. Собираемся выходить в Москву, а также в те регионы и города, которые хорошо и быстро развиваются: в Краснодарский край, Татарстан, Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Хабаровск.

— И какая география работы для вас была бы оптимальной?

— В конечном итоге хотелось бы вый­ти на уровень всей страны, что позволит привлекать крупный бизнес, но это уже совсем другой уровень инвестиций. На данный момент мы хотели бы в первую очередь расширить услуги и начать предоставлять услуги колокации (от англ. co-location. — «Эксперт ЮГ») — а для этого нужны большие инвестиции. Зато эта услуга востребована как раз крупными компаниями.

— Сохранятся ли ваши конкурентные преимущества при увеличении бизнеса?

— Все преимущества, конечно, сохранить не удастся, придётся чем-то жертвовать. Но мы сохраним проектный подход к каждому клиенту, для чего будет создано отдельное подразделение.

В стратегии вы писали, что ищете инвесторов. Что вы, в конечном итоге, хотели бы сделать?

— Я хочу сделать большую всероссийскую «облачную» компанию. Для этого мы наращиваем выручку — инвесторы охотнее сотрудничают с крупными игроками. Думаю, нужного уровня мы достигнем довольно скоро. По итогам прошлого года оборот UBTec составил чуть более 100 миллионов рублей, и рост «облачного» направления составляет порядка 25 процентов в год, но мы видим, что для сохранения такой динамики роста и развития бизнеса по стране необходимы большие вложения, речь идёт о сотнях миллионов рублей. Теперешнюю же динамику придала переориентация с малого бизнеса на средний — общее число подключений сократилось, но объём предоставляемых услуг вырос. Сейчас мы подключаем 20–30 новых клиентов в год.

— Как быстро могут вернуться инвестиции?

— Любой доллар, вложенный в «облако», окупается в пределах полутора-двух лет. Уверенности в этом придаёт то, что возможностей в этом направлении в России очень много. Если на Западе порядка 60 процентов предприятий работают в «облаке», то у нас не более 10 процентов. Это огромный потенциал.

— Есть ли готовое предложение для инвесторов?

— Есть, но дело всё в том, что инвесторов сейчас интересуют новейшие прорывные технологии, которые имеют срок возврата средств до полугода. «Облако», хотя в России у него ещё очень долгий путь развития, было передовым несколько лет назад. Для инвесторов это уже пройденный этап — рынок интересуется биткойнами, искусственным интеллектом. «Облако» всё-таки требует более серьёзных инвестиций.

— Что планируете внедрять в ближайшее время?

— Мы в следующем году планируем запустить модель PaaS-сервиса для разработчиков в «облаке», что позволит выйти в новый сегмент. Пока не стану вдаваться в детали, но речь идёт о платформе для разработки онлайн-бизнеса. Это собственная разработка, которая будет находиться на нашем же «облаке». Если говорить о SaaS, мы расширяем набор доступного программного обеспечения, в том числе для оптимизации продаж.

Многими инфраструктурными вещами мы сейчас недовольны. Мы пытались переориентироваться в процессе работы, но пока не получилось. Например, довольно дорогими для нас выходят каналы связи. Мы ведём переговоры, и в случае успеха у нас получится ещё больше снизить цены на предоставляемые услуги. Однако коренной поворот сейчас сделать сложно.

0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .
ссылка1