102 106 13

Астраханский узел: Иран укрепляет связи с главным партнером на Юге России

4218
6 минут

Взаимодействие между Ираном и Астраханской областью выходит на новый уровень. Очевидно, что иностранные партнеры выбрали этот регион в качестве базового пункта для реализации крупных проектов в рамках МТК «Север-Юг». Как развивается это сотрудничество, и можно ли считать союз с Ираном долгосрочным, разбирался «Эксперт Юг».

Астраханский узел: Иран укрепляет связи с главным партнером на Юге России

Грузооборот между Астраханской областью и Ираном увеличился за 2022 год на 20%. Фото: сайт astrobl.ru
Поделиться
По итогам 2022 года грузооборот между Астраханской областью и Ираном увеличился на 20% и составил 2,8 миллиона тонн. Регионы наладили деловые отношения еще несколько лет назад, однако в течение года иностранные партнеры демонстрируют особую заинтересованность в территории, имеющей выход к Каспийскому морю.

Сегодня стороны связывает не только порт Солянка, но и новые инвестиционные проекты. Речь идет о судостроении, производстве цемента и моющих средств, поставках различной продукции АПК.

От строительства кораблей до производства цемента

В июле этого года в новостной повестке Астраханской области зачастую звучали темы, связанные с сотрудничеством региона с представителями Ирана.

Так, посол Исламской республики в России Казем Джалали в ходе рабочей встречи с губернатором Игорем Бабушкиным предложил создать на базе региона крупное цементное производство. Объем инвестиций в предприятие оценивается в 25 млн долларов.

«Вопрос поставки и производства цемента для нас очень важен, поскольку мы сегодня являемся одним из крупнейших потребителей иранского цемента. Организация производства цемента для собственных нужд и близлежащих регионов тоже для нас может стать интересным проектом», — ответил на предложение глава Астраханской области.

В середине лета делегация из провинции Мазандаран посетила регион, для обсуждения перспектив ОЭЗ «Лотос», в рамках которой иранская компания «Роза» уже строит первый в России завод моющих средств своих брендов.

Иранская делегация.jpg
Поделиться

Иранская сторона определила вектор для дальнейшего сотрудничества с Астраханской областью. Фото: сайт astrobl.ru

Помимо этого, стороны провели переговоры о дальнейшем сотрудничестве в сфере судостроения. Первое грузовое судно будет спущено на воду и передано Исламской республике уже осенью 2023 года.

«Мы договорились о том, что руководители астраханского судостроительного завода «Лотос» и нашего завода «Садра» в ближайшее время проведут переговоры по поводу перспектив промышленной кооперации», — отметил губернатор Мазандарана Сейед Махмуд Хоссейнипур.

Еще одним направлением для взаимодействия стали поставки мясной продукции астраханских производителей. Как сообщал ранее «Эксперт Юг», ООО «МясКо», наладило регулярные поставки мяса в Иран.

«Производственная мощность завода составляет до 30 тонн продукции в сутки. В этом году компания отправила около 14 тонн баранины в Иран, планируем продолжать поставки в эту страну», — рассказал гендиректор «МясКо» Дмитрий Кравчук.

«Иранский порт» в России

В октябре 2021 года между иранским портом «Астара» и АО «Астраханский морской порт» был подписан меморандум о взаимопонимании и установлении побратимских отношений.

делегация Иран.jpg
Поделиться

В середине лета регион посетила делегация из иранской провинции Мазандаран. Фото: сайт astrobl.ru

В церемонии, которая проходила по видеосвязи, принимал участие генеральный консул Исламской Республики Иран в Астрахани Мехди Акучекиа. Он подчеркнул, что соглашение является свидетельством успешной совместной работы для развития международного транспортного коридора «Север-Юг».

Однако есть более интересная история, которая наглядно демонстрирует заинтересованность иностранных партнеров в астраханских выходах к морю.

В 2015 году иранская компания «Насим Бахр Киш» приобрела контрольный пакет акций порта Солянка (ПАО «Астраханский порт»). Сумма сделки составила 750 млн рублей. Все произошло с разрешения правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций.
На эту тему
Железные связи России и Ирана: формируется сухопутная часть МТК "Север-Юг" карта Россия Иран.jpg
Поделиться

Стоит отметить, что порт Солянка включает в себя 4 причала. Именно там происходит перевалка грузов на морские суда и отправка их в Иран и, соответственно, в обратном направлении. На сегодня в планах у руководства порта увеличить грузооборот до 40 млн тонн в год.

Изначально сделку по передаче объекта иранцам многие критиковали. Однако некоторые эксперты открыто говорили, что такой шаг поможет упростить отгрузку товаров в рамках МТК «Север-Юг», в частности, избежать бумажной волокиты, поскольку все документы можно оформить на месте — в Астрахани.

Сегодня иранской компании по-прежнему принадлежит контрольный пакет акций Астраханского порта – 53,1%. России принадлежат 25% акций, остальные – частным лицам.

При этом представители порта ранее заявили, что неразрешенные вопросы со сделкой уже урегулированы с ФАС. По последним данным, иностранная фирма «Насим Бахр Киш» инвестировала в объект более 726 млн рублей.

Во главе партнерства — экономическая выгода

Руководитель Аналитического центра Российского общества политологов, ведущий эксперт Центра изучения современного Афганистана (ЦИСА), координатор проекта «Иранское досье» Андрей Серенко считает, что на долгосрочность российско-иранских отношений может повлиять такой фактор, как взаимное доверие. Сегодня, по мнению политолога, существует уровень недоверия, как среди политиков РФ, так и среди зарубежных, которые считают, что «антизападничество» России носит вынужденный характер.

«Если партнерство России и Ирана будет экономически выгодным – прибыльным для обеих стран, то оно будет работать. Если уровень затрат на это партнерство будет превышать выгоды от него, то вся эта история долго не протянет, кто бы и что при этом не говорил про какие-либо идеологические ценности и тому подобные моменты. Все меняется в этой жизни. И санкции тоже проходят. Если у обеих стран появятся более выгодные партнеры, выбор будет сделан в пользу этого фактора», — рассуждает в беседе с «Эксперт Юг» Андрей Серенко.

По его словам, иранцы уже давно выбрали для себя базового партнера на Юге России - Астраханскую область, которая занимает особое место в цепочке международного транспортного коридора «Север-Юг».

Андрей Серенко.jpg
Поделиться

Андрей Серенко считает, что иранцы рассматривают в комплексе астраханско-волгоградский узел. Фото предоставлено экспертом

«Все остальные регионы РФ, имеющие отношения к этом проекту, добавляются по “остаточному принципу”, они будут присоединяться к уже созданному каркасу. Астрахань с точки зрения логистики занимает сегодня главную роль в функционировании транспортного коридора. Зачем иранцам налаживать новые связи, если давно создан канал — регион, где есть морские порты, ремонтная база для кораблей, выращивается необходимая сельхозпродукция, налажены поставки мяса и птицы, функционирует аэропорт, предоставляются площадки для совместного производства и так далее, — комментирует координатор проекта «Иранское досье». — Если иранцы не найдут интересующие их ресурсы в Астрахани, они начнут рассматривать соседние регионы. Логично, что следующим сильным соседом, граничащим с астраханцами, является Волгоградская область, с точки зрения промышленной базы, военного производства и того же аграрного сектора».

При этом стоит отметить, что не только Астраханская область имеет в России выход к Каспию. Морские пути вполне может развивать и Дагестан, но местный перечень предложений для сотрудничества пока не так разнообразен. А в республике Калмыкии строительство порта по-прежнему находится в стадии «заморозки».

«Дагестан — прекрасный регион, но там слабо развита промышленность, поэтому потенциал республики пока ограничен. В этом плане у астраханцев есть безусловное преимущество. Более того, иранцы рассматривают в комплексе астраханско-волгоградский узел. Он имеет для Ирана доминирующее стратегическое значение, с точки зрения географии и экономической целесообразности. Именно здесь замыкаются судоходство, железные и автомобильные дороги. Интересен также тот факт, что в случае с иранским вектором оба южных региона никак не конкурируют друг с другом: у каждого своя специализация. Я думаю в дальнейшем наши иностранные партнеры будут рассматривать в этом ключе и другие регионы России, расположенные по низовью Волги» — добавил Андрей Серенко.
0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .
ссылка1