Статистика, которую приводит Краснодарстат, свидетельствует о том, что сектор МСБ в регионе оказался редкой в кризисное время точкой роста — и у кубанской столицы здесь особая роль, учитывая, что в ней сосредоточено около 60% процентов оптовой и примерно 40% розничной торговли края. По данным Краснодарстата, на начало 2015 года в крае было 5,9 тысячи малых предприятий (без учёта микропредприятий) — на начало 2016 года их стало 8,4 тысячи. Совокупный оборот сектора вырос на 10%. В самом Краснодаре, если считать с микропредприятиями, количество компаний за год выросло с 23,9 до 28,7 тысячи. Это вдохновляющая статистика.
Чтобы увеличить глубину понимания процессов в малом и среднем бизнесе города, «Эксперт ЮГ» провёл своё небольшое исследование — мы выделили две группы предприятий, по которым можно увидеть состояние дел в секторе. С одной стороны, мы сформировали базу городских предприятий малого бизнеса с выручкой от 200 до 400 млн рублей — в Краснодаре таких оказалось 396, на Кубани в целом — 966. Эта группа, по большому счёту, позволяет судить о динамике и структуре малого бизнеса в целом. С другой стороны, отобрали средние компании с выручкой до миллиарда рублей, которые растут темпами не менее 10% в год в течение последних пяти лет — их в мы в Краснодаре насчитали 60, в крае — 169. Эта группа даёт нам представление о том, как чувствуют себя условные лидеры — компании, которые в нынешних условиях год от года показывают прирост выручки.
Плюс такой статистики в том, что перед нами конкретные компании, а не некие средние замеры. У подхода есть и минусы. Взяв базу компаний малого бизнеса за 2014 год, мы можем судить лишь о том, как год или два назад шли дела у этих самых компаний. У этих самых, а не у тех, чья выручка была тогда между 200 и 400 млн рублей. А тут нужно учесть, что год назад 10% компаний из краснодарской базы (41 предприятие) вообще не имели выручки в 2013 — это новые юрлица. На это нужно делать скидку, наблюдая рост совокупной выручки у этих компаний в 2014 году на 20% (см. график 1). Но при этом ещё более красноречивым становится тот факт, что совокупная прибыль этих предприятий в 2014 году снизилась более чем на 30%. Основные отрасли, в которых возникал новый краснодарский бизнес, — оптовая и розничная торговля, сфера услуг и строительство. Причём исключений нет. А когда мы заглядываем в 2012 год, то степень условности ещё более увеличивается, поскольку в тот год выручки не имела треть от компаний, работающих в 2014 году. Зато в тот год 30 компаний — то есть почти 10% от отобранных — принадлежали сфере среднего и крупного бизнеса.
Красноречива динамика краткосрочной и долгосрочной задолженности компаний малого бизнеса (см. график 4). Объём краткосрочной задолженности за три года почти утроился, долгосрочной — вырос менее чем на 20%. Осталось добавить, что за тот же период выручка компаний почти удвоилась. Но этот рост финансируется дорогими короткими деньгами, а потому неудивительно значительное снижение прибыли сектора.
В среднем бизнесе Краснодара, который показывает темпы прироста более 10% в год, ситуация отличается в сторону лучшего финансового результата. Динамика выручки здесь, в отличие от малого бизнеса, сравнительно скромная — плюс 35% за два года. Зато совокупная чистая прибыль выбранных шестидесяти организаций за этот срок выросла ровно вдвое (см. график 2). И когда мы смотрим, что происходило в последние годы с их заимствованиями, всё становится ясно (см. график 5). Во-первых, объём долгосрочных кредитов здесь изначально в полтора раза превышал объёмы краткосрочного кредитования. Во-вторых, мы не видим взрыва краткосрочного кредитования в 2014 году. В-третьих, мы видим увеличение долгосрочного кредитования в том же году почти вдвое. В отличие от малых компаний, у средних остался к нему доступ, предприятия им воспользовались в полной мере, что и определило финансовый результат.
Отраслевая структура малого бизнеса Краснодара показывает, что основной драйвер МСБ — потребительский рынок, который питал в последние годы и сферу строительства. Нужно сказать, что несмотря на негативный экономический фон, статистика в 2015 году благодаря росту цен не показывает спада в потреблении кубанской столицы. Хотя нет и роста. Это часто воспринимается как негативная новость, но на самом деле это очень достойный показатель для кризисного периода — он показывает, что сектор торговли и услуг, созданный в городе, конкурентоспособен. Вновь удивило краснодарское строительство, которое умудрилось в прошлом году прирасти почти на 17% при спаде краевых показателей на 3%.
Но, безусловно, снижение потребительского спроса — главный риск для сегодняшней экономики Краснодара, а сокращение числа занятых в сфере МСБ подтачивает спрос. И здесь можно вспомнить прописанную в стратегии развития Краснодара до 2020 года идею диверсификации экономики. В качестве направлений такой диверсификации указано, например, развитие транспортно-логистического и промышленного кластеров. Нужно заметить, что признаки движения в этом направлении есть. Например, в прошлом году транспортный комплекс города показал увеличение оборота на 24%. Развиваются логистические центры, рассчитанные как на внутренние потоки края, так и на грузопотоки всего ЮФО. У краснодарской промышленности также опережающие темпы, есть впечатляющие планы по развитию Восточной промзоны, но пока вес указанных секторов в сфере МСБ невелик.
Результаты работы малого бизнеса города показывают, что в этой сфере доступность долгосрочного финансирования — проблема, которая не позволяет сегодня не только наращивать прибыль, но и сохранить её на былом уровне. На это «узкое» место сектора должны быть направлены усилия местных властей. В прошлом году субсидии в рамках программ поддержки получили 54 предприятия — конечно, это очень немного. Основная проблема работы с малым бизнесом — дефицит не только средств на поддержку, но и действующих механизмов отбора и поощрения лучших. Неоднородному малому бизнесу нужна постоянная селекция. Такая работа, построенная с привлечением работающих в регионе финансовых институтов, могла бы заметно подстегнуть работу этого сектора.