Сегодня в Сочи прошел Шестой конгресс Ассоциации новаторских городов «Диалог в городе: технологии взаимодействия». «Эксперт ЮГ» обобщил наиболее интересные высказывания.
«Муниципальные власти по своей природе должны стыковать интересы людей и вертикали власти, — заявил Герман Ветров, руководитель департамента социального развития и инноваций Минэкономики РФ. — Поэтому очень важно вопрос эффективного диалога, от которого на деле зависит социально-экономическое развитие территория, выносить на первый план. Все инициативы общества должны рассматриваться, лишнее — отсеется». Надо ли говорить, что на деле механизмов такого рассмотрения и действительно эффективного взаимодействия очень мало.
«Не могу сказать, что наш диалог начался с конфликта, — рассказывает Вячеслав Гладков, президент Ассоциации новаторских городов, мэр города Заречного. — Заречный был искусственным городом, который в общем выполнил свою задачу. Мы шесть лет назад сели командой и стали думать, как управлять этим городом. На первом этапе задача была вовлечь горожан в диалог. Мы не рассматриваем муниципальные власти как власти — мы такие же горожане. Мы хотим, чтобы за наши действия не было стыдно детям и внукам. Сначала думали, что надо объединить город одной идеей, но поняли, что сделать это невозможно: интересов очень много. Поняли, что надо формировать перекрёстки, сформировали клуб стратегического развития. Предложили жителям обустроить дворы, сказали: мы обеспечим все необходимые, но делать все вы должны сами. Обращается инициатор от двора. Если мы привезли, но он ничего не сделал, диалог заканчивается. Сейчас 62 процента зареченских дворов засажены цветами. Этот процесс сегодня вышел из-под нашего контроля. Мы там сейчас далеко не главный субъект. Высаживаются огромные газоны, 60 видов цветов. Приглашаем ландшафтных дизайнеров, чтобы они читали лекции. Сначала все выглядело довольно примитивно, резиновые лебеди на газонах, но дворовая земля — собственность жителей. Мы же, заходя в квартиру, не ругаем хозяев за обои. Но сейчас у нас началось вертикальное озеленение многоквартирных домов, а во дворах создаются фонтанчики».
«В моем понимании город — это сложное взаимодействие, порождающее новые смыслы и закрепляющее их, — говорит урбанист, руководитель сети Центров прикладной урбанистики Свят Мурунов. — Нами была разработана технология перезагрузки города. Первый пункт — создание сети городских сообществ — именно они формируют запрос на смыслы. Далее — создание сети предпринимательских сообществ, сегодня разные уровни бизнеса почти не взаимодействуют. Далее — необходим форум городского диалога. Культурная политика здесь может выступать как пространство для общих договоренностей. Результатом работы форума может стать стратегический совет города — он мог бы формировать новые смыслы. Но проблема в том, что этим процессом невозможно управлять, его можно только инициировать и ждать. Наше мышление еще очень советское: все пытаются разобраться, а кто там главный. А никто не главный. Нужно научиться формировать среду, в которой кто-то бы вырастал».
«Ещё недавно мы теряли около 1,5 тысяч жителей в год, сейчас прибавляем ежегодно, — говорит Евгений Шулепов, глава города Вологды. Мы — новогодняя столица русского севера, наши бренды — резной палисад, вологодское масло и кружево. Мы стали развивать бренд “Вологда — город добрый дел”. Это социальные проекты, в которые втянуты уже около 100 тысяч вологжан. Например, субботники — в 2009 году в них участвовали 4 тысячи человек, в 2015 году — 40 тысяч. Мы превратили субботники в праздник, да ещё и экономим за счёт них десятки миллионов рублей. Проект дисконтной карты “Забота” — договорились с бизнесом, сначала с тремя предприятиями о скидках для ветеранов — от 5 до 10 процентов, сейчас их дают и торговые сети, и парикмахерские. Организован центр “Забота” — 79 кружков для пожилых людей. Но мы запускаем социальные проекты как администрация, а нужны внешние системы управления этими проектами. Нужна законодательная база для того, чтобы поддерживать инициативы».
«Если стратегия разрабатывается не для политических целей, очень важно соблюдать методологические основы, — сказал Юрий Кузин, мэр Череповца. — Важно, чтобы аудитория воспринимала закладываемые ценности как свои. Через систему отчетов мэра, ряд процедур они должны иметь возможность не упускать цели, сверять и корректировать стратегию. Стратегия — инструмент вовлечения людей. Мы говорим, что их запросы выражены в документе — и эта связь нигде не теряется, в том числе при формировании бюджета. Эта связь определяет доверие к власти. Есть инструментарий, который позволяет выстраивать обратную связь со всеми основными группами. Главный инструмент — рабочие группы».
«Мы три раза собирали клуб стратегического развития — группа постоянно распадалась, в какой-то момент в ней остались только люди с должностями, — признаётся мэр Заречного Владислав Гладков. — Но потом появилось три инициативных человека, был реализован какой-то странный проект в театре. И на следующий день появился клуб. Что-то там произошло. Клуб — это и всё, и ничего. Любой человек может прийти, поделиться идеей и быстро понять, где искать ресурсы. Я абсолютно уверен в том, что, чтобы город развивался, надо делегировать полномочия сообществам. Если эти механизмы заработают, городское сообщество сможет заниматься развитием вне зависимости от того, какой сейчас мэр».