Старый аэропорт Ростова //Фото: Денис Демков
Министерство имущественных отношений Ростовской области решило расторгнуть договор аренды 85 га земли на территории старого аэропорта Ростова с компанией «Аэро-Сити», которую связывают с миллиардером Виктором Вексельбергом. Соответствующий иск в арбитражный суд Ростовской области минимущества направило на этой неделе.
Миллиардер Вексельберг и ростовские аэропорты
В 2014 году компания «Аэропорты регионов», входящая в ГК «Ренова» Виктора Вексельберга, взяла в управление действующий на тот момент аэропорт Ростова-на-Дону.
Позже «Аэропорты регионов» построили в 30-ти км от донской столицы новый аэровокзальный комплекс «Платов», куда в декабре 2017 года были переведены все авиарейсы.
В обмен на это власти региона пообещали «Ренове» предоставить территорию старого аэропорта под застройку. Для управления старым аэропортом было создано АО «Ростоваэроинвест», которым владеет «Аэропорты регионов» (75% доля в уставном капитале) совместно с правительством Ростовской области (25%). Компания «Аэро-Сити» должна была заниматься подготовкой к застройке. Также она взяла в аренду у правительства области участок земли старого аэропорта.
Весной 2021 года на сайте администрации города Ростова даже публиковалось постановление о разрешении компании ООО «Аэро-сити» подготовить план застройки территории старого аэропорта — территории общей площадью 367,2 га в границах пр. Шолохова – граница Ростова-на-Дону – пер. 1-й Дамасский – ул. Берберовская – ул. Щедрина – ул. Щаденко. При этом в документе сообщалось, что разрешение на планировку, выданное «Аэро-сити» в 2019 году, было отменено.
Как рассказали в пресс-службе арбитражного суда Ростовской области, согласно иску минимущества области, на территории старого аэропорта располагается грунтовая взлетно-посадочная полоса (плоскостной объект), который арендует у минимущества компания «Аэро-Сити».
В постановлении правительства №555 от 27 июня текущего года о комплексном развитии территории нежилой застройки, расположенной в границах муниципальных образований «Город Ростов-на-Дону» и «Аксайское городское поселение», в перечне объектов, находящихся на территории старого аэропорта и подлежащих комплексному развитию, реконструкции или сносу, числится несколько грунтовых взлетно-посадочных полос. В том числе, есть и грунтовая взлетно-посадочная полоса, площадь земельного участка которой составляет 85 га. Все они, согласно документу, должны быть снесены.
Также известно, что минимущество не в первый раз судится с компанией Вексельберга. Ранее министерство через суд пыталось добиться повышения ежегодной арендной платы за землю бывшего аэропорта для «Аэро-Сити» — с 393 тысяч до 97,2 млн рублей. Однако суд ведомству в этом отказал.
Кроме того, в том же постановлении №555 от 27 июня говорится о том, что «всеми правообладателями объектов недвижимого имущества, расположенных в границах территории [....] не представлено согласие о заключении договора о комплексном развитии территории нежилой застройки».
По информации анонимного источника «Эксперта Юг» в правительстве области, знакомого с ситуацией, именно это постановление, а также отсутствие согласия о заключении договора о комплексном развитии территории от владельцев недвижимости, находящейся на территории бывшего аэропорта, повлекло за собой расторжение договора аренды с «Аэро-Сити».
«Безусловно, согласно договору аренды, «Аэро-Сити» имел право пользования землей в течение срока аренды, но теперь есть постановление правительства №555 от 27 июня, в котором говорится, что эта территория будет использоваться по иному назначению. Не забывайте, что эта земля находится в собственности Ростовской области. Да, там есть объекты недвижимости, которые нужно выкупать, но земля — она и так принадлежит региону», — сказал эксперт.
Также источник «Эксперта Юг» подчеркнул, что все делается в рамках закона, а минимущества производит действия, которые оно обязано произвести по закону.
«Неправильно связывать расторжение договора аренды и решение о том, кто будет застраивать территорию. Это совершенно разные вещи, которые между собой никак не связаны. На ходе реализации проекта застройки расторжение договора аренды никак не отразится. Это всего лишь действие в рамках дорожной карты реализации проекта», — подчеркнул собеседник.
Какой теперь будет территория старого аэропорта
По информации пресс-службы правительства Ростовской области, оператором застройки территории старого аэропорта может стать АО «Региональная корпорация развития».
Компания Вексельберга ООО «Аэро-Сити» должна была подготовить план застройки старого аэропорта — территории общей площадью 467,2 га в границах пр. Шолохова – граница Ростова-на-Дону – пер. 1-й Дамасский – ул. Берберовская – ул. Щедрина – ул. Щаденко.
В итоге разработчиками предварительной концепции по заказу ООО «Аэро-сити» выступило архитектурного бюро ASADOV.
Масштаб застройки старого аэропорта по сравнению с прилегающими районами //Фото: Андрей Асадов
Проект решения о комплексном развитии территории бывшего аэропорта в Ростова был утвержден правительством Ростовской области в апреле этого года, как писал ранее «Эксперт Юг».
Тогда опубликованный документ вызвал широкую дискуссию в обществе. Горожан насторожила разрешенная высота застройки, а также вопросы развития транспортной и социальной инфраструктуры.
По словам генерального директора архитектурного бюро ASADOV Андрея Асадова, концепция, разработанная его архитектурным бюро, не подразумевает строительства 32-этажных высоток, о которых весной писали СМИ.
«Основной массив жилых зданий будет иметь невысокую этажность — 6-8 этажей, с отдельными высотными акцентами до 15-20 этажей», — говорил Асадов.
Однако согласно постановлению правительства Ростовской области №555 от 27 июня 2022 года, на территории расположится комплекс, минимальная этажность в жилой зоне которого составит 4 этажа, максимальная — 32 этажа. Для общественно-деловой, коммунальной и транспортной функциональных зон этажность, согласно документу, не устанавливается.
Максимальная степень застройки в жилой зоне составит 40%, в общественно-деловой и коммунальной — 60%. При этом озеленение в жилой зоне составит не менее 20%, а в общественно-деловой — не менее 15%.
Предельная плотность застройки в жилой зоне будет колебаться от 10 тыс. кв м до 19 тыс. кв м. Для остальных зон этот показатель не определен.
Как ранее писал «Эксперт Юг», согласно проекту решения о комплексном развитии территории, представленному на сайте правительства в апреле 2022 года, на землях бывшей аэрогавани общей площадью 367,86 га планируется создать новый градоформирующий центр Ростова.
Схема функциональных зон территории старого аэропорта от архитектурного бюро ASADOV //Фото: Андрей Асадов
Из социальных объектов на территории комплекса появятся десять детских садов на 250 мест каждый, пять школ на 1500 мест каждая, поликлиники и подстанция скорой медицинской помощи. Также откроются библиотеки, спортивные комплексы, храм, концертный зал на 2000 мест (филармония), выставочный зал профессионального сообщества художников.
Кроме того, в новом ЖК будет создан комплекс административных зданий «Правительственный квартал». Значит ли это, что правительство региона переедет в новый район, не уточняется.
Весной текущего года на экспертном круглом столе «Эксперта Юг» шла дискуссия о том, стоит ли переносить правительство на новую территорию. Эта идея была критически воспринята профессиональным сообществом.
В настоящее время проект комплексного развития территории находится на стадии подготовки планировочной документации. Однако, как ранее сообщала Региональная корпорация развития, первые жилые дома планируют сдать в эксплуатацию к концу 2024 года — это порядка 90 тысяч кв. м жилья. К этому моменту также обещают построить канализационный коллектор и ряд объектов социальной инфраструктуры.