
Региональный научно-исследовательский и проектный институт градостроительства» исследовал территории вокруг аэропорта «Платов» по заказу Министерства транспорта Ростовской области. По словам начальника отдела территориального градостроительного проектирования ГАУ РО «Региональный научно-исследовательский и проектный институт градостроительства»Григория Алексеева-Малахова, аэропорт расположен в центре двух региональных агломераций — ростовской агломерации с ядром в Ростове-на-Дону и восточно-донбасской с шахтерскими территориями. «Новый аэропорт потенциально способен дать агломерационный эффект двум территориям, если будет развиваться как многофункциональная площадка — с производством, логистикой, градостроительством», — сказал он. Исследование показало, что пока аэропорт не работает в связке с шахтерскими территориями и другими городами области, и это направление надо развивать как в части градостроительных решений, так и в части транспортных маршрутов к аэропорту с других городов области. Алексеев-Малахов приводит пример Новочеркасск, где есть крупные промышленные площадки, такие как НЭВЗ, которые могли бы обеспечить грузовые потоки, и туристический потенциал, связанный с донским казачеством. «На данный момент Новочеркасск связанности с аэропортом не имеет», — добавил он.
«В первую очередь нужно делать акцент на шахтерские территории и «подтягивать» их к «Платову, — считает Михаил Родионов, генеральный директор ООО «Промкомплекспласт». — А для этого надо создавать логистические комплексы вокруг «Платова». Это создаст до 10-15 тысяч рабочих мест».
Начальник отдела координации работы предприятий авиационного, водного и железнодорожного транспорта Министерства транспорта Ростовской области Николай Хрумалов напомнил, что в период предпроектных работ «Платова» рассматривалась возможность строительства новой железнодорожной ветки от станции «Персияновка» к аэропорту. Министерство от таких планов не отказывается и считает, что железнодорожный маршрут даст толчок к развитию не только пассажиропотока, но и грузовых перевозок. «По разным оценкам, железнодорожные перевозки в аэропорт «Платов» могут окупиться при пассажиропотоке от 5 до 8 млн человек в год. Но, во-первых, мы стремимся к тому, что в 2025 году 5 млн человек мы достигнем. Во-вторых, на этой территории строится крупнейшей на Юге логистический центр «Почты России» и крупный распределительный центр овощей и фруктов «РосАгроМаркет». Рядом находится международный производитель Mars. Стратегически нам необходимо строительство железной дороги», — сказал Николай Хрумалов.
«Железная дорога — не самоцель, — ответил первый заместитель начальника Северо-Кавказской железной дороги (филиал «РЖД») Алексей Черняев. — Если РЖД увидит экономику в этом проекте — построит. Лишь бы была перспектива дальнейшего использования. На сегодня экспортные потоки Ростовской области связаны с сырьем, которое не интересно ни авиаперевозчикам, ни железной дороге. Другое дело — высокотехнологичный груз, контейнерные перевозки. На это нужна совершенно другая экономическая ситуация».
По словам президента таможенного холдинга «Тамга» Валерия Болюченко, ни в одной стране мира инвестиции в аэропортовые комплексы не окупаются только лишь пассажиропотоками. Дальнейшее развитие «Платова», как южного хаба, зависит от развития логистических функций. «В развитии логистических функций на Юге заинтересованные международные компании в сегменте электронной коммерции, которые сегодня работают на всю Россию через московские аэропорты, — согласен генеральный директор ООО «Северо-Кавказское логистическое предприятие» Виктор Халын. — При наличии логистики можно создавать таможенный центр для международных потоков».
Заместитель министра транспорта Ростовской области Сергей Ушаков заявил, что развитие логистики и производств на приаэропортовой территории «Платова» в планах есть. Но их реализация будет зависеть от экономической ситуации. «Мы исходим из реальных ситуаций бюджетного планирования и наличия внебюджетных источников», — сказал Сергей Ушаков.