Экспорт нефти из Казахстана после атаки ВСУ на морской терминал «КТК» может снизиться до 40%
Альтернативные маршруты не смогут стать полноценной заменой «КТК», уверены эксперты
Министерство энергетики Казахстана заявило о том, что активизирует план по перенаправлению экспортных потоков нефти на альтернативные маршруты, чтобы минимизировать негативные последствия и сохранить темпы добычи на крупных месторождениях. Но ни один из возможных вариантов не сможет полностью компенсировать прежние объемы прокачки нефти и стать полноценной заменой «КТК», считает доцент факультета «Высшая школа управления» Финансового университета при Правительстве РФ Михаил Хачатурян. Казахстану придется урезать экспортные объемы.
«Наиболее перспективными выглядят три варианта: транспортировка нефти по железной дороге через территорию РФ, нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан и переброска имеющихся объемов нефти в Китай через нефтепровод Атасу-Алашанькоу и далее через китайские порты доставка морем. Есть и четвертый вариант – это прокачка казахстанской нефти через российскую трубопроводную систему и трубопровод «Дружба». Резонно предположить, что при использовании всех вариантов объемы прокачки удастся восстановить на 55-75%. В этой связи очевидно, что объемы экспорта нефти из Казахстана будут снижаться в диапазоне 30-40%», – считает Хачатурян.
Примерно такой же показатель сокращения экспортных объемов казахской нефти — 30% — называет и аналитик ФГ «Финам» Николай Дудченко.
«„КТК“ практически не имеет альтернативы для Казахстана. Полностью перенаправить нефть через альтернативные маршруты, как заявило Минэнерго Казахстана, скорее всего не получится. Возможно, в ближайшее время мы увидим рост загрузки трубопровода «Дружба», через который казахстанская нефть попадает в Германию», — предполагает Николай Дудченко.
Напомним, объекты «КТК» неоднократно оказывались под ударами ВСУ. Только с начала года таких атак было четыре. Последняя была совершена 29 ноября. В результате «КТК» лишился одного из трех выносных причальных устройств – ВПУ-2. Как отметили в консорциуме, дальнейшая эксплуатация причала невозможна.
Еще один причал, ВПУ-3, в середине ноября был выведен из эксплуатации для проведения планового предупредительного ремонта. После атаки на морской терминал «КТК» отгружает нефть только с одного причала – ВПУ-1.

