Экспорт в новой реальности: трудности малого и среднего бизнеса

2461
4 минуты

Донские экспортеры жалуются на отсутствие понятных принципов работы в условиях санкций. В первую очередь вопросы вызывают валютные расчеты, выяснил «Эксперт Юг»

Экспорт в новой реальности: трудности малого и среднего бизнеса

Настроение малого бизнеса по отношению к экспорту пока нестабильно//Фото: Эксперт Юг"
Поделиться
В Ростовской области насчитывается порядка 170 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), регион занимает по этому показателю шестое место в стране. По данным Южного таможенного управления в прошедшем году в экспортной деятельности участвовало 1 576 предприятий сектора. Аналитический центр «Эксперт Юг» выступил оператором ежегодной конференции Центра поддержки экспорта Ростовской области «Экспортный лифт для МСП» и сделал выводы о том, что беспокоит бизнес.

Туманные перспективы экспорта

Общее и самое главное — растерянность из-за того, что больше не работают прежние формулы поиска и заключения экспортных сделок. Большинству предпринимателей требуется информационное и организационное сопровождение. Программы такого сопровождения уже предлагают многие банки, в том числе Земкомбанк, «Кубань Кредит» и ВТБ, однако не каждый малый или средний бизнес экономически готов к делегированию. Необходима прозрачная и общедоступная система правил, как снизить риски при расчетах и поставках и не потерять товарооборот.

Министерство экономического развития Ростовской области внедряет региональный экспортный стандарт, заявляет начальник управления международного сотрудничества и внешнеэкономической деятельности Павел Войтов. У Центра поддержки экспорта Ростовской области 24 октября стартует обучающая программа «Экспортный стандарт для МСП». Унифицированный подход должен расширить компетенции донского малого и среднего бизнеса как категории, сохранить стабильность объемов внешней торговли и создать благоприятную среду для новых экспортеров. Рынок открыт к их появлению, несмотря на турбулентные времена, но нужны понятные инструменты.

Подводные камни валютных расчетов

Когда против России в 2014 году ввели секторальные санкции, с задержками платежей предприниматели сталкивались точечно. Можно было в индивидуальном порядке доказывать, что тот или иной бизнес не является подсанкционным. Санкции 2022 года, по выражению председателя совета директоров ООО «Земкомбанк» Ларисы Сулацкой, изменили архитектуру отечественного банковского мира. The Bank of New York, через который проходили все долларовые расчеты, начал запрещать банкам с госсчетами проводить платежи чужих клиентов. Наиболее крупные игроки отказываются от валютных контрактов, меняют корреспондентские отношения с более мелкими. На первый план выходят банки не с универсальной лицензией, а с базовой, так как базовая лицензия позволяет открывать счета за рубежом.

Как рассказывает гендиректор ООО ПКФ «Маяк» Любовь Железная (производитель круп), ее компания оплачивала поставку зарубежного оборудования так: «Мы заказали мельницу и попали «под февраль», не знали, как провести платеж. Оборудование уже было в Батайске, потому что партнер нам поверил. Купили доллары по 123 рубля. Банк взялся за оплату, два месяца нам не говорили, где деньги. Они вернулись, но банк купил их у нас уже по 63 рубля — и взял комиссию за конвертацию. Мы нашли российских партнеров, у которых в Турции зависла валюта, попросили их оплатить». Сейчас «Маяк» проводит расчеты с помощью банка «Кубань Кредит», но для них нужно, чтобы у партнеров были открыты определенные счета в определенных странах.

Бизнесу, который ищет проводника для валютных расчетов, в сегодняшних условиях необходимо обращать внимание не только на финансовое состояние банков, но и на отсутствие их в санкционных списках, а также на наличие прямых корреспондентских отношений с заграницей. При этом 100-процентного «оберега» нет ни у кого: платежи продолжают пропадать даже у банков с иностранным капиталом и клиентов, не имеющих отношения к российскому правительству. Перед проведением крупных платежей приходится пробовать менее «опасные» суммы. Бизнесы уходят в «альтернативные» валюты, такие как юань, которые не конвертируются или конвертируются ограниченно, однако стандартизированные практики лишь предстоит наработать.

Торговля с ЛНР и ДНР в новом статусе

Также на бизнес Ростовской области повлияло территориальное расширение Российской Федерации. Отношения с Луганской и Донецкой Народными Республиками перестали считаться международными, поэтому предприятия вынуждены «перепридумывать» свою экономику. Возместить налог на добавленную стоимость теперь нельзя. Вопросы по проведению средств и оформлению отгрузок с учетом новых вводных постепенно снимаются, по словам первого заместителя начальника Южной электронной таможни Алексея Яковенко. Тем не менее, статус платежей и транспортировок, запущенных до того, когда границы стали административными, только начинает проясняться.

Так, по словам директора ООО «Стимул трейд» Романа Тимченко (донецкий дистрибьютор товаров повседневного спроса), банк проинформировал его компанию, как квалифицировать платежи, 13 октября, тогда как административная граница с ДНР появилась 5 октября. «Неделю после того, как таможня перестала работать, все были в вакууме и не понимали, как отгружать товар: с НДС, без НДС». На данный момент идёт переквалификация платежей по внутренним документам России. Проблема декларирования отгрузок сохраняется, так как таможню закрыли, но переходный период для других служб организован не был.
0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .
ссылка1