103 107 14

Электротранспорт в Ростовской области: есть ли у него будущее?

ЭКСПЕРТ ЮГ №6-7 2022
4864
8 минут

В Ростовской области к концу 2022 года построят 16 электрозаправок. Этим займутся сразу две компании — Sitronics Electro и Green Drive. Пока основной потребитель — общественный транспорт, а распространение ЭЗС носит очаговый характер

Электротранспорт в Ростовской области: есть ли у него будущее?

Электрозаправки должны стать массовыми на Дону в ближайшее время//Фото: uk-parkovaya
Поделиться
«Эксперт Юг» выяснил детали реализации проектов обеих компаний и перспективы развития электротранспорта на Дону.

Соглашения о развитии в Ростовской области инфраструктуры для электротранспорта были подписаны региональным правительством и представителями компаний Sitronics Electro и Green Drive на Международной выставке «Иннопром 2022». Ранее «Эксперт Юг» сообщал, что Ростовская область на выставке заключила соглашения с инвесторами на 37 млрд рублей.

Согласно заключенным договоренностям на Дону до конца текущего года должны появиться 16 зарядных станций. Общий объем инвестиций в развитие инфраструктуры от двух компаний составит 280 млн рублей.

Голубев и Пожидаев Sitronics.jpg
Поделиться


Губернатор Ростовской области Василий Голубев и президент Sitronics Николай Пожидаев подписывают соглашение о сотрудничестве на «Иннопроме»//Скриншот РБК+

Sitronics Electro сосредоточится на доступности и скорости ЭЗС

Sitronics Electro — компания, входящая в состав многопрофильной российской IT-компании Sitronics Group (входит в АФК «Система»)), занимающейся цифровой трансформацией проектов для бизнеса и государства. Sitronics Electro специализируется на создании и внедрении электрозарядной инфраструктуры.

Как рассказал исполнительный директор Sitronics Electro Андрей Гурленов, сотрудничество компании с Ростовской областью, будет состоять из двух этапов. На первом, в 2022 году, будет запущено до восемь быстрых зарядных станций по трассе М-4 «Дон». Затем, если Ростовская область войдет в список второй очереди регионов, попадающих под государственные субсидии на строительство зарядной инфраструктуры, начнется второй этап — установка в регионе еще нескольких десятков многопортовых зарядных станций в 2023 году.

«Мы уже начали реализацию первого этапа: выбрали подходящие точки для зарядного оборудования и ведем переговоры с владельцами земли по аренде таких участков. Далее — проведение питания и монтаж зарядных станций», — рассказал Андрей Гурленов.

Общий объем инвестиций составит до 100 млн рублей. Финансирование проекта комплексное — это и субсидии из бюджета, и собственные средства компании, и заемные средства.

Для своей сети компания приобретает оборудование российского производства. Sitronics Electro сотрудничает с такими компаниями как «Парус Электро», «Фора» и «Яблочков». По вопросам подключения к электрическим сетям компания работает совместно с ПАО «Россети Юг».

«Важно сказать и про программное обеспечение. Без специального ПО может работать только медленная зарядная станция (переменного тока), по сути, как обычная розетка, – уточнил Андрей Гурленов. — Когда речь идет о быстрых зарядных станциях, крайне важно сберечь аккумулятор электромобиля и выдать ровно такой ток и напряжение, которые сможет безопасно принять электромобиль. Если ПО некачественное, а такие случаи были в том числе на трассе М-11, то риски ошибок при заряде электромобиля очень велики».

Станции, которые компания установит в Ростовской области, будут иметь мощность в 149 кВт, одновременно на них смогут заряжаться два электромобиля. Кроме того, каждая станция будет оснащена тремя коннекторами, один из которых — новинка для рынка — коннектор GB/T китайского стандарта.

Что же касается большинства быстрых станций в других регионах, они имеют лишь по два коннектора для зарядки мощностью по 50 кВт — CCS2 и CHAdeMO. При этом обычно на таких станциях может заряжаться только один электромобиль.

Таким образом, в Ростовской области водители смогут быстрее пополнять запас заряда, не терять время в очередях, а также избежать использования переходников для заряда своего электромобиля.

Проект Green Drive на Дону — часть большого пути

В отличие от Sitronics Electro, компания Green Drive уже зашла на рынок Ростовской области.
Компания начала свою работу с создания первого в России «электрошоссе», оснастив 17 быстрыми электрозаправочными станциями (ЭЗС) трассу М4-Дон на всем ее протяжении от Москвы до Сочи. Две быстрых ЭЗС появились и действуют сегодня в Ростовской области. До конца года в донском регионе появятся еще восемь заправочных станций Green Drive.

Это будут быстрые ЭЗС мощностью 150 кВт, с тремя коннекторами быстрой зарядки, включая китайский стандарт GB/T. Владельцы электрокаров смогут заряжать свой автомобиль в среднем за 30 минут.
На этом деятельность компании на юге страны не закончится. Как рассказал генеральный директор Green Drive Сергей Яковлев, до 2024 года вдоль трассы М4 «Дон» планируется установить до 50 ЭЗС.

Грин драйв green-drive.net.jpg
Поделиться

Green Drive рассчитывает на строительство 50 ЭЗС на трассе М4//Фото: green-drive.net

«Сейчас от столицы до побережья Черного моря ЭЗС Green Drive стоят в среднем через каждые 200-250 км, а с полной реализацией проекта можно будет заряжаться по трассе через каждые 60-80 км. Это передовые европейские стандарты», — сообщил Сергей Яковлев.

Green Drive создает инфраструктуру в коллаборации с другими игроками рынка: операторами заправок, лизинговыми и транспортными компаниями, таксопарками и интеграторами услуг.
Зарядная инфраструктура Green Drive тоже выполнена на основе отечественных решений: поставщиком выступает российский разработчик и производитель ЭЗС «Парус электро». В качестве единого приложения по управлению и мониторингу ЭЗС для пользователей электромобилей и предпринимателей, которые хотят разместить у себя ЭЗС, используется также отечественное IT-решение Electro.cars.

По информации компании, каждая станция сегодня обходится Green Drive в 3 млн рублей без учета монтажа, техприсоединения и других сопутствующих затрат. Общий объем инвестиций компании в развитие электрозарядной инфраструктуры в Ростовской области до 2024 года составит 180 млн рублей. Финансирование проекта будет производиться с привлечением собственных средств компании, бюджетных субсидий и кредитного финансирования.

Ростовская область будет субсидировать проект в соответствии с программой господдержки из федерального бюджета: возмещение до 60% расходов на сооружение электрозарядной инфраструктуры, а также компенсация до 30% расходов на техприсоединение. Также местные власти готовы обеспечить инвестору условия подключения к инженерно-техническим сетям — 150 кВт для каждой ЭЗС.

Экономическая привлекательность проектов

По информации обеих компаний, срок окупаемости ЭЗС напрямую зависит от трафика и числа зарядных сессий, а они, в свою очередь — от количества электромобилей в регионе. В среднем это не менее пяти лет. Представители Sitronics Electro говорят о 7-10 годах, спустя которые компании смогут получить прибыль от своих инвестиций.

Средняя стоимость одной зарядки электромобиля на станциях компании Sitronics Electro – 320 рублей за 20 кВт. Цена разнится в регионах в зависимости от стоимость 1 кВт электроэнергии. Так, например, сегодня 1 кВт в Москве стоит 17 рублей, в Нижнем Новгороде — 16 рублей, в Ульяновске — 15 рублей. В Ростовской области цена пока не определена.

Green Drive заявляет о средней стоимости зарядной сессии в 500-600 рублей, оценивая 1 кВтч энергии в 20 рублей. По информации компании, это на 30-40% дешевле, чем заправить автомобиль с двигателем внутреннего сгорания.

Электромобили: есть ли спрос?

Сегодня средняя стоимость автомобиля с электрическим или гибридным двигателем на официальном рынке превышает 3 млн рублей. Несмотря на достаточно высокую, по отечественным меркам, стоимость, количество электромобилей в России продолжает расти.

По данным агентства Автостат, за 5 месяцев 2022 года было продано более 1100 новых электромобилей, что на 65% больше по сравнению с таким же периодом 2021 года. В Ростовской области рост числа электромобилей также растет с каждым годом. Так, на начало 2022 года в регионе было зарегистрировано более 500 электромобилей — в десять раз больше, чем в 2020-2021 годах, когда это были штучные экземпляры на ростовских дорогах.

Представители компаний Sitronics Electro и Green Drive прогнозируют рост увеличения парка электромобилей в регионе, в том числе, благодаря ожидаемому выходу на рынок доступных китайских марок и расширению зарядной инфраструктуры.

Однако массовый рост возможен только при создании развитой системы ЭЗС, считает генеральный директор Green Drive Сергей Яковлев

«В России сегодня действует 1,5 тыс. ЭЗС, из них только порядка 30% быстрозарядных. Появление ЭЗС носит очаговый характер. Для сравнения: в Китае 2,2 млн зарядных станций, в Европе — около 0,4 млн станций и США – 55 тыс станций, — уточнил Сергей Яковлев. — Только при наличии быстрой и надежной зарядной инфраструктуры можно говорить о конкуренции электротранспорта с традиционным автотранспортом».

Также для стимулирования спроса на электротранспорт необходимо участие властей. Так, в странах стремительной электрификации транспорта государство увеличивает спрос за счет субсидий, налоговых и иных преференций и производителям, и покупателям.

По информации правительства Ростовской области, в регионе планируют принять соответствующие меры поддержки. Властями разработан план мероприятий по стимулированию в спроса на электрический автомобильный транспорт и поддержке развития зарядной инфраструктуры. Согласно ему, до конца первого квартала 2023 года в области будет определены преимущества для пользователей электромобилей в части транспортного налога, бесплатных парковок и других мер.

Общественный электротранспорт на Дону

Основные пользователь ЭЗС сейчас — это частные владельцы легковых электромобилей, хотя физическая возможность для быстрой зарядки общественного и коммерческого транспорта с разъемами CCS Combo2 и CHAdeMO на станциях также есть.

Нет проблемы и с производством электрофургонов и электробусов в России. По словам исполнительного директора Sitronics Electro Андрея Гурленова, оно уже налажено.
До конца 2022 года власти намерены собрать предложения по оснащению парка общественного транспорта муниципалитетов региона отечественным электротранспортом.

По мнению заведующего кафедрой «Логистики и управления транспортными системами» РГУПС Энвера Мамаева, Ростов-на-Дону обладает всеми характеристиками, необходимыми для создания общественной электротранспортной сети.

«В первую очередь, наш город имеет небольшую протяженность, это очень удобно для общественного электротранспорта. Во-вторых, Ростов — город миллионник, требующий развитой транспортной сети, спрос на пользование общественным транспортом будет всегда, — считает Энвер Мамаев. — Приоритетной задачей, которую надо будет решать властям, является создание ЭЗС в депо или на остановках. Ведь тот же электробус не может уйти с маршрута, чтобы заправиться. Инфраструктуру придется развивать и вкладывать в нее средства».
0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .
ссылка1