Аграрии Юга обсудили проблемы модернизации в новых условиях на круглом столе «Эксперта Юг» // Фото: «Эксперт Юг»
Поделиться
Кризис развития в АПК
Исполнительный директор по растениеводству агрохолдинга «Степь» Андрей Ширай озвучил перечень общих для представителей отрасли проблем.По его словам, у предприятий в текущих условиях АПК фактически не будет средств на развитие. А они им необходимы: «Это маховик — пока он по инерции движется в нужную нам сторону, но если ничего не изменить, то вскоре он остановится и начнёт двигаться в противоположную. А ведь проблем и так хватает. Да, мы ещё три года назад практически отказались от импортной техники и закупаем только отечественную или белорусскую. Но это непростой процесс, требующий немалых финансовых вливаний и отладки, переход не будет быстрым».
Одним из негативных последствий вынужденной финансовой оптимизации сельхозпредприятий аграрии назвали отказ от удобрений. В перспективе он может привести к ухудшению состояния почвы и существенному снижению урожайности. Если импортные семена дают урожай 500-600 центнеров с гектара, то семена отечественной селекции — 300.
Ряд участников круглого стола главной проблемой для растениеводов считают пошлину на экспорт зерна. Средняя пошлина с килограмма зерна сегодня составляет 3,5 рубля. При средней экспортной цене качественного зерна 15 рублей это достаточно серьёзный удар по маржинальности. А ведь есть ещё стоимость логистики до Новороссийска, а также удорожание удобрений на 100-150 процентов.
Поделиться
Андрей Ширай из агрохолдинга «Степь» считает, что основные испытания российской аграрной сферы придутся на 2023 год, в 2022 году у компаний еще были запасы // Фото: «Эксперт Юг»
Как отметил заместитель директора ООО им. С.М. Кирова Мурад Кахриманов, растениеводство в России сегодня является экспортно-ориентированным направлением, и перестраивать его под нужды внутреннего рынка непросто и затратно. При этом он обратил внимание на то, что действия государства в целом носят однобокий характер, который приводит к дисбалансу рынка: «Из-за экспортной пошлины мы недополучаем немалые средства и фактически не можем прогнозировать себестоимость производства пшеницы. При этом удобрения продолжают дорожать, и мы не в состоянии это контролировать».По словам Кахриманова, спрос на пшеницу высокого качества за 15 рублей на внутреннем рынке ограничен, и полностью перестроить поставки внутри страны пока не получится.
«На товаре уже не заработать»
Председатель комитета АПК Ростовского областного отделения «Опоры России» Михаил Марышев подчеркнул, что ключевой тенденцией является то, что сельхозтоваропроизводители, по сути, уже не могут полноценно зарабатывать на своём товаре.«Зарабатывают сейчас на логистических цепочках, на инфраструктуре. И данная тенденция прослеживается всё более чётко, — пояснил Марышев. — И это повод задуматься для участников рынка. Для тех, кто твёрдо стоит на ногах, — о том, чтобы строить эту инфраструктуру. А для тех, кто уже сейчас находится в кризисном состоянии — продать свои активы, пока есть такая возможность».
Помимо прочего, Михаил Марышев обратил внимание на проблему переизбытка продукции: «Большие урожаи в определённых условиях — это тоже беда. Виды на этот сезон неплохие, а хлебоприёмные предприятия забиты под завязку. Такого не было никогда. Из-за этого мы получим переходящие остатки продукции на следующий год, так что урожай будет давить на ценообразование. И что делать в этой ситуации, пока непонятно».
В то, что пошлина на экспорт зерна может быть отменена, эксперт не верит. Но, по его мнению, можно и нужно добиваться изменения формы её расчёта.
Условия требуют компенсации
При таком количестве проблем большое значение получает вопрос государственной поддержки. В этом вопросе оценки аграриев разнятся — одни считают, что её в целом достаточно, другие — что её трудно получить, и она позволяет компенсировать лишь незначительный объём понесённых затрат.«В нашем случае субсидии покрывают лишь 17 процентов расходов», — озвучил цифру Андрей Ширай.
Глава КФХ Николай Юзефов сообщил, что предприятию систематически не удается получить субсидию за мероприятия по мелиорации, причём по чисто бюрократическим причинам.
«Конечно, работать на фоне удорожания всего вокруг — задача непростая. Растут в цене запчасти, семена, перевозка, — пояснил Юзефов. — Если раньше привезти семена из центральной России нам стоило около 70 тысяч рублей за одну фуру, то теперь — 90-100 тысяч. Есть проблемы и с переходом на отечественную технику. Не все трактора могут работать в течение долгого времени без починки. Не хватает тракторов мощностью 120 и 180 лошадиных сил. Поэтому и получается, что работать мы продолжаем, но что-то строить и развиваться практически прекратили».
Первый заместитель генерального директора ЗАО «Кировский конный завод» Николай Черкезов добавил, что помимо других проблем существует ещё и кадровая: «Все уже привыкли, что мы получаем рекордные урожаи. Но если не решать проблему дефицита специалистов, то через пять лет нам уже будет не о чем разговаривать».
Председатель СПК «Колос» Василий Скрытченко оценил ситуацию более позитивно. По его словам, ежегодно предприятие получает около 50 млн рублей господдержки, в том числе для обеспечения скота кормовой базой.
«Средства есть, можно заниматься импортозамещением там, где это необходимо. На мой взгляд, животноводство в России сегодня является очень перспективным направлением», — отметил Скрытченко.
В целом участники отрасли считают, что резервы для адаптации к новым условиям у аграриев имеются, но запас времени ограничен — накопился целый комплекс проблем, решение которых уже нельзя откладывать. В противном случае инвестиционная активность предприятий АПК может упасть, и им придётся работать в условиях постоянной оптимизации, а не развития.