По словам зампрокурора Светланы Чиженьковой, собственник незаконно изъял акции у государства. // Фото: официальный сайт прокуратуры Волгоградской области
Поделиться
Больше 5 часов длилось судебное заседание по иску Генпрокуратуры РФ об изъятии акций у собственника предприятия Александра Соболевского в пользу государства.
Команда из семи человек — адвокаты ответчика и юристы завода — заявила сразу несколько ходатайств, конечной целью которых был перенос заседания. Однако доверенным лицам Соболевского было отказано по всем фронтам.
.
На слушании присутствовали сразу четыре прокурора, включая первого заместителя прокурора области Светлану Чиженькову. Именно им в этот день достались лавры победителей.
Бессонные ночи адвокатов и поток ходатайств
Представители ответчика прибыли в суд довольно большим составом. Адвокаты нервничали, передавали друг другу множество коробок с кипами подшитых документов. В зале заседания к столу, а его защитникам Соболевского и юристам «Волжского оргсинтеза» пришлось делить с двумя специалистами областного комитета по управлению госимуществом, придвинули дополнительные стулья.Представитель налоговой инспекции скромно расположился за спинами прокуроров. Они, к слову, в количестве четырех сотрудников вошли в кабинет в приподнятом настроении за несколько минут до начала слушания.
Виктория Лозко, представлявшая интересы Росимущества, участвовала в заседании дистанционно, по видеосвязи. Однако представительница ведомства не сразу смогла уладить технические неполадки со своей стороны, чем сорвала начало заседания и задержала процесс минут на 15.
Слушание началось с рассмотрения ходайств, заявленных лицами, представлявшими интересы ответчика. Эта часть процесса заняла более двух часов.
Сторона защиты выглядела довольно уставшей и заявила, что времени для подготовки было недостаточно. Адвокаты говорили, что не спали ночами, пытаясь собрать все необходимые документы и предоставить их суду.
«Многие события происходили 30 лет назад, и нужно больше времени для ознакомления с материалами. Необходимо отложить заседание, чтобы обеспечить принцип состязательности сторон и право на судебную защиту. Есть адвокатские запросы, которые были отправлены в августе. Ответы на них должны поступить в течение 30 дней, и их, скорее всего, нет», — обратились к суду представители ответчика.
Они добавили, что дело было поручено другому адвокату, которому требуется дополнительное время для ознакомления и отправки запросов.
Следом один из адвокатов Александра Соболевского заявил о подаче встречного иска о праве собственности на акции, чем вызвал негативную реакцию со стороны судьи, которая выразила недовольство тем, что иск не был подан до заседания.
Представитель Генпрокуратуры в ответ заявил, что данное ходатайство можно считать «злоупотреблением арбитражным правом», поскольку иски не связаны между собой.
Поделиться
Борьба за «Волжский оргсинтез» разворачивалась в суде на протяжении нескольких часов. Фото: ganimedsb.ruДалее сотрудники «Волжского оргсинтеза» и адвокаты ответчика приняли несколько попыток заявить новые ходатайства: просили привлечь к судебному разбирательству предыдущих акционеров предприятия (речь также шла и об иностранных компаниях) и лиц, принимавших решение о приватизации завода. Кроме этого, юристы просили оказать содействие в получении ответов от органов государственной власти, в числе которых Росимущество, Минпромторг, Минэкономразвития, правительство РФ.
Представители прокуратуры высказывались резко против и обращали внимание судьи, что у ответчика закончились серьезные аргументы, а череда ходатайств больше похожа на «спам». Сторону обвинения в едином порыве поддержали Росимущество, налоговая и областной комитет по управлению госимуществом. В итоге суд принял решение отклонить все заявленные ответчиком ходатайства.
Приватизация вне закона?
Представители Генпрокуратуры РФ заявили, что после первого заседания их позиция по делу не изменилась. В частности, ведомством были выявлены «факты нарушения экономического суверенитета Российской Федерации, выразившегося в незаконном распоряжении и выбытии из владения помимо ее воли АО «Волжский оргсинтез», представляющего стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства предприятия, а также противоправного завладения им ответчиком».«Российская Федерация как собственник государственного предприятия его приватизацию не проводила, правомочия по владению, пользованию и распоряжению данным имуществом Волгоградской области не передавала. Несмотря на вышеуказанное, Фонд государственного имущества Волгоградской области в период с сентября 1993-го по 1996 год незаконно распределил принадлежащее Российской Федерации имущество в виде ценных бумаг, передав их в пользу третьих лиц, в том числе резидентов иностранных государств», — говорится в исковом заявлении Генпрокуратуры.
Адвокаты собственника предприятия настаивали, что приватизация завода, произошедшая в 90-е годы, была законной.
«По государственной программе 1992 года решение могло быть принято или правительством, или государственным комитетом по приватизации. «Волжский оргсинтез» не подпадал под те предприятия, разрешение на приватизацию которых давало правительство. Если мы правильно поняли прокуратуру, решение якобы принимал субъект России, на что не имел права. Но это тоже не так. В Волгоградской области был филиал государственного комитета по приватизации», — подчеркнули представители ответчика.
По данным прокуратуры, химическое предприятие в период приватизации могло производить ядовитые вещества, следовательно, процесс приватизации был официально невозможен. Однако сторона-ответчик озвучила контраргумент: «Волжский Оргсинтез» производил не только ядовитые вещества, а в 1994 году запрет на приватизацию таких предприятий был снят.
Ситуация в зале накалялась, прения сторон перешли в более эмоциональное русло.
По словам прокурора, факт незаконного права собственности заводом был выявлен ведомством лишь в конце июля этого года.
Представители «Волжского оргсинтеза» парировали: «Срок исковой давности не тогда, когда об этом узнала прокуратура, а когда об этом узнала Российская Федерация».
Адвокаты Соболевского добавили, что руководство предприятия уже обращалось в областной комитет по управлению госимуществом в 2006 году, следовательно, там не могли не знать о смене владельца.
Отвод судьи и ящик Пандоры
Понимая, что шансы на успех тают на глазах, представители ответчика предпринимают отчаянную попытку спасти ситуацию - заявляют об отводе судьи.Звучат слова сомнения в ее беспристрастности и обвинения в слишком быстром рассмотрении дела, поскольку ознакомиться со всеми деталями и изучить весь объем документов, поданных стороной ответчика, за такой короткий срок якобы практически невозможно. Более того, адвокаты Александра Соболевского отметили, что, изучая биографию судьи, выяснили, что она училась в одном вузе с заместителем генпрокурора, который подписал исковое заявление. Но и это ходатайство было отклонено, и после затянувшихся прений сторон суд удалился для принятия решения.
По итогу заседания суд удовлетворил иск Генпрокуратуры об изъятии акций АО «Волжский оргсинтез» в пользу государства. Решение вступило в силу немедленно, о чем ранее просил прокурор, подчеркнув, что это необходимо в интересах Российской Федерации. Однако оно может быть обжаловано.
Примечателен тот факт, что в ходе одного из своих выступлений представитель истца заявил о возможных нарушениях в процессе приватизации и на других предприятиях, но тут же добавил: «Заявления, что прокуратура пересматривает итоги приватизации и открывает ящик Пандоры, не соответствуют действительности».
И тем не менее, ситуация, в которой крупное предприятие, приватизированное 30 лет назад, в течение месяца отбирается у собственника, выглядит как минимум тревожным прецедентом.
Перспективы волжского предприятия
Ранее «Эксперт Юг» писал, что волжское предприятие долгое время оставалось главным по выпуску анилина в России. Начиная с 2017 года Росстат перестал вести статистику по производству анилина, поскольку объем его производства стал минимальным, при этом объем импорта продолжал расти.Представители «Волжского оргсинтеза» пояснили, что производство анилина стало для предприятия нерентабельным, и это направление пришлось закрыть еще за два года до начала СВО. Сейчас в России налажены поставки этого сырья из Китая.
Анилин не используют в чистом виде, и, по сути, он является промежуточным сырьем для производства гербицидов, строительных и конструкционных материалов, упаковки. Он также необходим для производства резины и красителей, широко применяется в фармацевтическом секторе. А еще анилин необходим для выпуска взрывчатки, которая сейчас, в период проведения специальной военной операции, так важна для оборонно-промышленного комплекса РФ.
Но стоит добавить, что «Волжский оргсинтез» в случае, если представителям Александра Соболевского не удастся обжаловать решение, станет «лакомым кусочком» во много благодаря производству кормового метионина - аминокислоты, так необходимой животноводам. Мощность предприятия позволяет закрыть половину потребности в стране. И есть возможности для дальнейшего роста.
По слухам, повышенный интерес к волжскому заводу проявляет крупное предприятие Кубани, специализирующееся на производстве комбикормов. При этом, по мнению экспертов, окончательные решения по «Волжскому оргсинтезу» будут приняты в течение месяца.