Николай Проценко
Получив назначение на пост министра сельского хозяйства РФ, губернатор Краснодарского края Александр Ткачёв фактически стал самым влиятельным лоббистом южных регионов в федеральных органах власти. Однако сейчас принципиально важно, чтобы выгоды от этого получил максимально широкий круг аграриев, а не только структуры, близкие к министру
Досрочная отставка кубанского губернатора произошла спустя год и два месяца после сочинской Олимпиады. Главная интрига этой ожидавшейся отставки заключалась в том, куда именно уйдёт Александр Ткачёв, а главное, при каких обстоятельствах. Версия, что после Олимпиады Ткачёв получит некую должность на федеральном «этаже» власти, обсуждалась не раз, однако вполне могли рассматриваться и другие варианты — достаточно просто вспомнить, сколько уголовных дел за последние несколько лет было возбуждено против кубанских чиновников.
Впрочем, политиком федерального уровня Ткачёв на самом деле стал ещё в период олимпийской стройки, которая продемонстрировала всей стране его главные качества как руководителя: предельную нацеленность на результат, высокую работоспособность, умение быстро собирать команду под конкретные задачи. Масштаб олимпийского проекта неизбежно предполагал, что без скандалов, банкротств и уголовных дел не обойтись, однако для федерального центра КПД Ткачёва в данном случае явно оказался важнее, чем «издержки попустительства». Именно это, похоже, и стало главным аргументом для того, чтобы бросить Ткачёва на новую, сопоставимо сложную задачу — сельское хозяйство.
Одна из главных проблем этой отрасли на протяжении достаточно долгого времени заключалась в том, что у российского АПК не было сильных лоббистов на федеральном уровне. Об этом, кстати, не раз говорили и сами аграрии — например, президент агросоюза «Юг Руси» Сергей Кислов в интервью «Эксперту ЮГ» (см. «Эксперт ЮГ» №26-27 (266) от 8 июля 2013 года). Та беседа состоялась в период, когда Минсельхоз РФ возглавлял Николай Фёдоров, с именем которого ассоциируется крайне непопулярное среди аграриев вступление в ВТО. Среди основных претензий, которые аграрии предъявляли Фёдорову, — отсутствие реального опыта работы в отрасли. С этой точки зрения назначение Ткачёва, в молодости руководившего крупным аграрным предприятием, выглядело недвусмысленным сигналом со стороны федерального центра: мнение тех, кто работает на земле, будет услышано. Смена стиля руководства в Минсельхозе стала заметна практически сразу.
Инициатив, выдвинутых Ткачёвым, аграрии ждали. Например, предложение субсидировать прямые капитальные затраты на строительство производственных объектов (скажем, молочно-товарных ферм и тепличных комплексов) в размере до 20% для потенциальных инвесторов в отрасли выглядело как луч света в тёмном царстве дорогих кредитов. Бальзамом на раны аграриев стало заявление Александра Ткачёва по поводу ВТО, сделанное им на Первом форуме продовольственной безопасности в Ростове-на-Дону в июне, где новый министр впервые появился перед широкой публикой: «Со вступлением в ВТО мы потеряли последние предпосылки для того, чтобы твёрдо стоять на ногах. Поэтому курс на импортозамещение должен дать ответ на вопрос: сдадимся ли мы окончательно или сможем противостоять геополитической угрозе?» После чего Ткачёв подкрепил эту декларацию словами о том, что уже в следующем году объём господдержки отрасли может быть увеличен до 320 млрд рублей с 220 млрд в текущем году.
Село перестало быть «чёрной дырой». За последние десять лет эта отрасль продемонстрировала значительные успехи — достаточно лишь перечислить названия крупных российских агрохолдингов, значительная часть которых базируется на Юге. «Юг Руси», «Группа Агроком», «Астон», ГАП «Ресурс», «Евродон» — деятельность этих и многих других компаний наглядно подтверждает, что современный российский АПК — это вовсе не «чёрная дыра».
Заметный вклад в этот процесс внёс и сам Александр Ткачёв — семья министра контролирует один из крупнейших южных агрохолдингов «Агрокомплекс», с весны этого года носящий имя его основателя, покойного отца министра Николая Ткачёва. В последнем рэнкинге крупнейших компаний ЮФО «Агрокомплекс» занял 30 место, показав в 2014 году завидный для многих компаний в своей отрасли рост выручки — 38,1% (с 19,2 до 26,5 млрд рублей). А с назначением Александра Ткачёва главой Минсельхоза агрессивный рост только ускорился — о новых сделках компании в этом году сообщалось чуть ли не каждый месяц.
Так, в июле ФАС одобрила приобретение «Агрокомплексом» двух крупных сельхозпредприятий — ПАО «Зерносовхоз “Кущёвский”» и ЗАО «Кущёвское». В сентябре стало известно, что близкая к семье Ткачёвых компания «Кубанский бекон» приобретает новейший мясокомбинат в Адыгее, всего за несколько недель до этого открытый известными карачаево-черкесскими предпринимателями Деревыми. А в ноябре уже сам «Кубанский бекон» начал вхождение в структуру «Агрокомплекса имени Н. И. Ткачёва».
Роль сильного лоббиста, знающего южный регион, и успехи «Агрокомплекса» по факту делают Александра Ткачёва одной из самых ярких фигур прошедшего года. Но факт этот вызывает и беспокойство, потому что развиваться хочет не только аграрный Юг, но и вся отрасль, ожидающая от нового министра равных правил игры для бизнеса.