Главный вывод исследования этого года — инвестиционный портфель юга России растёт двузначными темпами. И этот рост — событие последнего года. В отраслевом срезе мы зафиксировали мощный рост сразу по нескольким направлениям. Во-первых, сектор инвестпроектов инженерно-транспортной инфраструктуры вырос на 24,8%. Также превосходную динамику показали сектор машиностроения, промышленность стройматериалов, сектор чёрной и цветной металлургии. Нефтегазовая сфера выросла в объёме, но впервые за последние несколько лет сократила свою долю в портфеле с 49,9% в прошлом году до 44,2% в нынешнем. И конечно, нельзя не отметить факт появления в исследовании нового субъекта — Республики Крым, которая 28 июля официально стала частью ЮФО и дала региону целый букет инвестпроектов.
50 крупнейших инвестиционных проектов ЮФО в 2016 году
Почти триллион привеса
В исследовании 2016 года мы подкорректировали один из основных критериев формирования рэнкинга реальных инвестиционных проектов с целью получения более адекватной картины. До 2014 года «порог входа» в рэнкинг был установлен на уровне 300 млн рублей, что примерно соответствовало уровню в 10 млн долларов. Но в прошлом году 10 млн в долларах превратились в 650 млн рублей. Мы повысили ценз, но проекты стали считать уже в рублях. В результате, конечно, мы получили заметное сокращение в количестве (145 проектов вместо 270 в 2014 году) и общей стоимости проектов (40 млрд долларов вместо 72,8), хотя в рублях — что было уже сенсацией — инвестиционный портфель почти не изменился — остался на уровне 2,6 трлн.
В этом году мы решили вновь вернуться к рублёвой планке в 300 млн. Во-первых, таким образом мы сможем прямо соотнести рублёвые результаты исследования с докризисным уровнем 2014 года — и подвести итоги двухлетнего кризиса. Во-вторых, нам особенно интересно, что происходит в нижней части рэнкинга крупнейших инвестпроектов, находящихся в стадии реализации. Исследование прошлого года показало, что верхняя часть долгосрочных и дорогих мегапроектов относительно стабильна — тем важнее увидеть, есть ли активность в части средних по величине проектов, которые относительно быстры в реализации и дадут наиболее скорый экономический эффект.
В результате в новый рэнкинг с «планкой входа» на уровне 300 млн рублей после всех этапов отсева вошли 285 инвестпроектов совокупной стоимостью 3,37 трлн рублей. Это по количеству почти вдвое больше, чем в рэнкинге 2015 года, а по сумме больше на 773 млрд рублей. Однако этот прирост на 30% к прошлогоднему уровню объясняется не только снижением планки. Если так же, как и в прошлом году, отсеять из нового рэнкинга проекты стоимостью менее 650 млн рублей, их останется 223. Но вот общая сумма почти не изменится — она составит 3,34 трлн рублей. Иными словами, рост инвестиционного портфеля в последний год, если считать в рублях, очевиден. По нашим оценкам, только около десятой части этого прироста обеспечил Крым, который присоединился к ЮФО. Нелишне напомнить, что рублёвая стоимость проектов в рэнкинге-2014, который делался по аналогичным сегодняшним параметрам, примерно 2,62 трлн рублей. В прошлом году этот портфель немного просел, а за следующий год прибавил более 770 млн — таков общий результат двухлетнего кризиса 2014-2016 годов для Южного федерального округа. Чтобы несколько остудить энтузиазм, нужно напомнить, что в долларовом выражении инвестпортфель ЮФО-2016 не догнал докризисные показатели 2014 года в 72,8 млрд долларов — сегодня он оценивается в 51,8 млрд, что также на 30% больше, чем год назад.
Первые 28 наиболее крупных проектов рэнкинга (или 10% от общего количества) традиционно вбирают в себя большую часть его совокупной стоимости — 78,4%. Вес «нижних» 60% количественного состава рэнкинга — 5,08%. Этот дисбаланс в целом повторяет структуру прошлогоднего рэнкинга. Многомиллиардные «монстры» — инициативы долгосрочные и стабильные, но жизнь бурлит совсем не здесь.
Прошлогодний список 10% самых крупных проектов успешно — поскольку был реализован — покинул нефтяной проект: первый этап строительства комплекса глубокой переработки вакуумного газойля (ВГО) на Волгоградском нефтеперерабатывающем заводе (№11 в рэнкинге-2015). В целом состав лидеров остаётся стабильным, хотя новые проекты в числе нынешних 10% самых крупных есть. Самый дорогой из «новичков» — 58 млрд рублей — проект модернизации коммунальной инфраструктуры (централизованные системы холодного водоснабжения и водоотведения) на территории Волгограда, относящийся к сектору ЖКХ.
Темпы обновления рэнкинга остались на хорошем уровне — 186 из 285 инвестпроектов в новом рэнкинге отсутствовали в прошлогоднем. Их общая стоимость — 732,8 млрд рублей. Отсутствовали они по разным причинам: среди них есть как принципиально новые, так и те, которые не вошли в рэнкинг-2015 из-за того, что не удовлетворяли планке входа в 300 млн рублей, находились «на паузе» или на переоценке стоимости из-за колебаний курса валют, но к сегодняшнему моменту вновь проявили активность. Принципиально новых, о старте которых стало известно уже после составления рэнкинга-2015, — 72 проекта, их совокупная стоимость 188,7 млрд рублей. А значит, мы можем сказать, что в этом году более чем полтриллиона (544 млрд) рублей принесла «разморозка» проектов после шока, вызванного скачком валюты в декабре 2014 года.
Из прошлогоднего в новый рэнкинг перешло 99 инвестпроектов. Совокупная стоимость этого «старого» пакета — 2,67 трлн рублей, что немного больше, чем общая стоимость всего прошлогоднего рэнкинга. Такая разница возникла из-за переоценки стоимости реализации многих проектов.
«Южные регионы страны — Ростовская область, Краснодарский край и другие — имеют все шансы на масштабный приток инвестиций сейчас, — прокомментировал состояние южного инвестпортфеля-2016 директор ростовского филиала “БКС Премьер” Руслан Хисматуллин. — Хотя бы из-за территориального фактора: открывать какие-то производства здесь дешевле, чем, к примеру, в северных регионах страны. У многих крупных ростовских компаний на счетах аккумулированы достаточно серьёзные суммы, этот фактор тоже стимулирует инвестиционную активность».
«Тёплый и плодородный Юг по определению имеет преимущества перед другими регионами РФ для широкого спектра проектов в сфере АПК, продовольственной индустрии, — считает Игорь Бураков, генеральный директор Агентства инвестиционного развития Ростовской области.— Именно здесь стоит вести поиск новых точек роста. В то же время успехи регионов в привлечении инвестиций сегодня в немалой степени определяют не климат и география, а региональная инвестиционная политика, характер взаимоотношений бизнеса и власти, регулируемые факторы, один из которых — уровень издержек».
Инфраструктурная оттепель
Отраслевой срез рэнкинга-2016 преподносит сразу несколько сюрпризов. Так, сектор нефтяной и нефтегазовой промышленности, который уже несколько лет является самым дорогим в списке, больше не составляет половины общей стоимости инвестиционного портфеля — его доля сократилась на 7,5% (см. график 1). Это притом, что его общая стоимость выросла до уровня 1,5 трлн рублей против 1,3 трлн годом ранее — это говорит о том, что главная точка роста всё же была не в нефтянке.
Сектор инженерно-транспортной инфраструктуры, второй по объёму в нынешнем рэнкинге, показал значительный прирост — с 595 млрд до 743 млрд рублей. Из крупнейших новых инвестпроектов этого сектора можно выделить строительство Багаевского гидроузла на Дону (Ростовская область) стоимостью 22 млрд рублей. 16 августа этот инвестпроект был включён в подпрограмму «Внутренний водный транспорт» ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2020 годы)». Новый крупный проект есть и на Кубани — строительство нового терминала международного аэропорта Краснодара, осуществляемое аэропортовым холдингом «Базэл Аэро», стоимостью 15 млрд рублей.
Прибавила в объёмах инвестиций и энергетика — 254 млрд рублей против 215 млрд в рэнкинге-2015. Рост общей стоимости инвестпроектов сектора не так впечатляет, как рост их количества — с 11 в прошлом году до 26 в нынешнем. Первую скрипку здесь играет Крым, энергетическая безопасность которого стала насущной проблемой: из 17 новых и вновь определённых в категорию реальных проектов сектора 12 локализованы именно здесь. В их число входит и крупнейший новый проект сектора (16,18 млрд рублей) — реконструкция Симферопольской ТЭЦ с увеличением генерирующей мощности на 230 МВт, которую проводит АО «Крымтеплоэлектроцентраль».
Немногочисленный сектор инвестпроектов ЖКХ, выросший с 52,1 до 111,1 млрд рублей, может похвастать двумя новичками — упоминавшимся выше волгоградским проектом модернизации коммунальной инфраструктуры на 58 млрд рублей, а также проектом создания отходоперерабатывающего комплекса в Волгодонском районе Ростовской области (ООО «Экострой-Дон») стоимостью 961 млн рублей.
В секторе спортивной инфраструктуры два главных проекта — ростовский и волгоградский футбольные стадионы — вряд ли имеют шансы на вылет. ЧМ по футболу в 2018 году неотвратимо приближается, и этот факт оказывает влияние не только на спортивный сектор, но и на строительство гостиниц в ЮФО, то есть на сферу туризма.
Впрочем, перспектива чемпионата — не единственный фактор, способствующий росту туристической отрасли, совокупность инвестпроектов которой в рэнкинге-2016 оценивается в 53,2 млрд рублей против 25,6 млрд годом ранее. Девальвация рубля и закрытие популярных дешёвых направлений, таких как Турция (как оказалось, временное) и Египет, сделала зарубежный туризм проблематичным для многих. Рост внутреннего туризма совершенно закономерен, и ему сопутствует рост инвестиций, связанный прежде всего со строительством и реконструкцией санаторных и курортных объектов на юге России — в том числе в Крыму.
Незаслуженно забытый в прошлогоднем рэнкинге сектор коммерческого девелопмента принёс новому 41,7 млрд рублей инвестиций. Первую тройку здесь представляют компания «Доминион-Юг» (Краснодарский край) с проектом общественно-делового центра площадью 260 тысяч кв. м (15 млрд рублей), «Икеа МОС», строящая ТРЦ «Мега» в Адыгее (9 млрд рублей), а также «Лента», расширяющая свою сеть гипермаркетов в Ростовской области (5,4 млрд рублей).
Быстрооборачиваемый АПК
Сектор инвестиций АПК и пищепрома по сравнению с 2015 годом, казалось бы, вырос значительно: 82 проекта вместо 39. Но при таком количественном росте общая стоимость увеличилась лишь на 30%, а если сравнивать с 2014 годом — ещё и несколько сократилась. Общая стоимость аграрного инвестпортфеля сегодня — 185,7 млрд рублей против 193,5 млрд в 2014 году. Возможно, это самый озадачивающий результат наших наблюдений над инвестициями, поскольку именно отечественный АПК последние два года называется главным выгодоприобретателем в результате взаимной санкционной политики. Но здесь нужно принимать во внимание то обстоятельство, что ротация проектов в нижней части списка — максимальная. То есть около 70% проектов АПК и пищепрома не было в рэнкинге-2015. А если сравнивать списки 2014 и 2016 годов, то пересечения там единичны, чего, например, не скажешь о двадцатке крупнейших проектов ЮФО.
Хорошей новостью стало висевшее на волоске сохранение в числе реальных крупнейшего проекта отрасли — строительства в Ростовской области сахарного завода мощностью переработки 12 тысяч тонн сахарной свёклы в сутки за 18 млрд рублей. Несмотря на выход из проекта французской Sucden (официальная версия — недостаток финансирования), топ-менеджмент нынешнего основного инвестора (ЗАО «Международная сахарная корпорация») говорит о том, что проект вот-вот перейдёт в стадию строительства, и проблем с его финансированием нет. Правительство Ростовской области уже изрядно вложилось в этот проект, обеспечив транспортную доступность, водо‑ и газоснабжение, а также техприсоединение объекта к электросетям.
Страсти кипели и вокруг тепличного проекта «Донская усадьба» стоимостью 5 млрд рублей. Ещё в начале года поступали сообщения о том, что проект-долгожитель так и не будет реализован. Однако уже к августу стало известно, что ООО «Донская усадьба», отказавшееся было от реализации проекта из-за его резкого удорожания в результате девальвации рубля, куплено УК «Технологии тепличного роста», и строительство комплекса возобновилось. Это событие стало приятным сюрпризом — многие другие проекты тепличных комплексов до разморозки так и не дожили.
Промышленность воспряла
Осторожное оживление сегодня происходит в секторе промышленного производства. Вес различных его секторов за пределами ТЭК всегда был очень мал, но в этом году в совокупности они увеличили долю в рэнкинге почти на 4,5%.
Химическая промышленность, правда, потеряла в доле, но увеличила общий вес по стоимости с 119,4 млрд рублей до 145,6 млрд. Правда, главным драйвером такого удорожания стала переоценка инвестпроекта «Горно-обогатительный комбинат по добыче и обогащению калийных солей мощностью 2,3 млн тонн в год 95-процентного KCL Гремячинского месторождения Котельниковского района Волгоградской области», реализуемого ООО «ЕвроХим — ВолгаКалий», который с уровня 108 млрд рублей взлетел до 131,4 млрд. В числе успехов сектора стоит отметить завершение проекта строительства завода «Вотерфолл Про», открытого недавно в Ростовской области. Также благополучно закончилось строительство завода по выпуску промышленных газов в Новоалександровском индустриальном парке (компания «Эйр Продактс»).
Самый дорогой из пополнивших рэнкинг проектов сектора — строительство завода по производству барьерных плёнок для упаковки скоропортящихся продуктов (реализуется ООО ПКФ «Атлантис-Пак»). По завершении проекта предприятие, вероятно, станет одним из крупнейших производителей барьерной плёнки в России с ежегодными объёмами в 16,5 тысячи тонн.
Восстановила упавшие в прошлом году инвестиционные показатели отрасль производства стройматериалов: в рэнкинге-2016 участвует 19 проектов на общую сумму 83,6 млрд рублей, 12 из которых в рэнкинге-2015 представлены не были. Год назад их было всего 8, на сумму 33,9 млрд рублей. При этом благополучно реализован проект строительства завода по выпуску теплоизоляции из базальтового волокна «ТЕХНО» в Красносулинском индустриальном парке и успешно завершено строительство гипсового завода ООО «Корпорация Волма» в Адыгее.
Интригующим выглядит двухкратный рост совокупной стоимости инвестпроектов машиностроительного сектора. Новый рэнкинг даёт нам цифру в 47,6 млрд рублей против 27,3 млрд годом ранее и 22,5 млрд в 2014 году. Количество проектов в этом году — 25, год назад же их было всего 10. Что характерно, 22 из них приходится на Ростовскую область. Наибольший вклад в рост портфеля внёс новый проект — создание вертолётного кластера в Батайске, которым занимается ПАО «Роствертол». Проект комплексный, включает в себя создание сборочных производств в Батайске, строительство лётно-испытательной станции, развитие авиационного учебного центра. Стоимость его оценивается в 12,6 млрд рублей — это крупнейший проект отрасли. Кроме этого, «Роствертол» реализует масштабные программы модернизации основного производства, которые также внесли весомый вклад в инвестиционные показатели сектора.
Металлургическая отрасль тоже преподносит сюрпризы. Так, по сведениям правительства Ростовской области, в мир живых вернулся ранее выбывший проект строительства листопрокатного производства в Красном Сулине (ООО «Красносулинский металлургический комбинат») стоимостью 52,3 млрд рублей. Общая стоимость инвестпроектов отрасли составляет теперь 88,4 млрд рублей против 25,3 млрд годом ранее.
Сергей Сапотницкий, генеральный директор «Группы АГРОКОМ», считает, что запрос на развитие в промышленном секторе никуда не делся, несмотря на кризисные «заморозки»: «В последние два года наблюдалась определённая инвестиционная “заморозка”: мы придерживали некоторые проекты в условиях неопределённости, да и многие наши коллеги делали так же. Но в целом потребность бизнеса в развитии сохранилась. В каком направлении оно будет осуществляться, пока не совсем понятно, но то, что у бизнеса накопился очень сильный запрос на развитие, очевидно. В этих сложных условиях мы провели несколько инвестиционных проектов: в частности, на “Донском Табаке” мы запустили две новые линии, каждая из которых стоит более восьми миллионов евро, на “Атлантис Паке” запустили новый производственный корпус, стоимость оборудования для которого составила также около восьми миллионов евро. Сейчас там реализуется программа по увеличению мощности производства плёнки до 16,5 тысячи тонн в год. Мы оцениваем масштаб российского рынка в этом секторе в 50 тысяч тонн в год, и с расширением нашего производства планируем сократить долю импорта».
Полезным для машиностроения нынешний кризис считает Николай Геркен, управляющий АО «Шахтинский завод “Гидропривод”»: «Сдерживание курса евро и доллара загнало наше машиностроение в определённую стагнацию. Рост заработных плат, стоимости электроэнергии, газа привёл к тому, что наши машиностроительные предприятия уже не могли конкурировать с зарубежными. Проще и дешевле было импортировать какое-то оборудование, нежели заказать у кого-то здесь, в России. Произошедшее обесценивание национальной валюты, на наш взгляд, сказалось очень положительно на возможностях, которые открылись перед российскими предприятиями. Не высокие слова об импортозамещении, а реальные экономические факторы заставили многих искать альтернативу, закупая комплектующие и готовые изделия у российских предприятий. За счёт этого у нас произошёл довольно значительный рост».
Экспансия ЮФО в Крым
Безусловно, главная новость регионального среза инвестиционного портфеля ЮФО — вхождение Крыма в состав округа. Это событие в одночасье принесло нашему рэнкингу 33 новых инвестпроекта на общую сумму 83,8 млрд рублей (см. таблицу 2). Первую скрипку в инвестиционном ансамбле республики играет энергетика — это 12 инвестпроектов, которые стоят при этом 38,7 млрд рублей, то есть почти половину портфеля. Природа такой инвестиционной активности очевидна: энергетическая безопасность региона и должна быть приоритетным направлением. Ещё памятны блэкауты из-за перебоев поставок электроэнергии с украинской стороны. Самый крупный инвестпроект республики относится к сектору инженерно-транспортной инфраструктуры — это строительство нового аэровокзального комплекса «Симферополь» стоимостью 22,8 млрд рублей. Направлен он прежде всего на расширение пропускной способности для авиатранспорта, которой остро не хватает в высокий сезон.
Практически все регионы, кроме Калмыкии, заметно улучшили свои прошлогодние результаты. Однако доля большинства из них в общем инвестиционном пироге немного уменьшилась — сказалось включение Крыма и то, что на сей раз в категорию «Межрегиональные» мы решили выделить все действительно межрегиональные проекты (их стало 4, занимают 13,7% «пирога»). Всё это — крупные проекты сектора инженерно-транспортной инфраструктуры. Рост доли в этих условиях показали два региона: Адыгея, которая заняла 1,2% общего объёма рэнкинга, и Ростовская область — 19,6%. Впрочем, в случае с Адыгеей эта динамика — скорее эффект низкой базы: в прошлогоднем рэнкинге доля этой республики составляла всего 0,67%. В случае же Ростовской области рост доли чисто номинальный — она и в прошлом году занимала примерно столько же, 19,03%.
Лидером по объёмам инвестиций традиционно является Краснодарский край — это 106 инвестпроектов совокупной стоимостью 912,4 млрд рублей. Характерная черта региона — большая доля недорогих проектов. Такой вывод вытекает из соотношения динамики количества проектов с динамикой их совокупной стоимости. В прошлом году их было всего лишь 42, но их стоимость составляла 800,7 млрд рублей. Значит, новые 64 проекта увеличили общую инвестиционную корзину региона всего на 111,7 млрд рублей. Львиная доля новых проектов Кубани, ранее не участвовавших в рэнкинге, относится к сектору АПК — это 38 проектов средней стоимостью 1,13 млрд рублей.
Основу инвестиционного портфеля Астраханской области по-прежнему составляет программа комплексного освоения нефтегазовых месторождений Северного Каспия ОАО «ЛУКойл». Огромный долгосрочный проект здесь занимает 82,8% всех инвестиций. Этот дисбаланс давно уже является характерной чертой инвестиционной картины региона, и пока предпосылок к заметному изменению ситуации не наблюдается.
Ростовская область сумела превзойти не только прошлогодний результат, но и докризисные показатели 2014 года: 661 млрд рублей инвестиций против 494,3 млрд в 2015 году и 642,2 — в 2014-м. То же касается и количества проектов. Крупные энергетические (Ростовская АЭС, строительство энергоблока №4), инфраструктурные (новый аэропортовый комплекс «Платов», новый стадион для чемпионата-2018 и др.) проекты составляют костяк донского портфеля. Плюс традиционно сильная промышленность, которая, как мы заметили выше, на фоне кризиса чувствует себя лучше, чем при дешёвом долларе.
Определённый дефицит новых проектов просматривается в Волгоградской области — их в этом году всего три, остальные 14 присутствовали в рэнкинге и в 2015 году. Общее количество проектов даже сократилось — с 23 до 17. При этом стоимость инвестиционного портфеля незначительно выросла. Роль драйвера роста сыграл упоминавшийся концессионный проект развития коммунальной инфраструктуры Волгограда стоимостью 58 млрд рублей.
Отечественный инвестор адаптировался
Картина в сфере инвестиций сегодня не описывается одной какой-либо формулой. Очевидно, что вторая волна кризиса ударила по целому ряду отраслей — автопрому, жилищному строительству, по ряду потребительских рынков. При этом оборонная промышленность и пищевая индустрия переживают очевидный взлёт. Однако и это было упрощение ситуации — часто мы видим, что даже внутри одной отрасли тактические задачи крупных и средних предприятий совсем различны. Например, мы наблюдаем крупные индустриальные предприятия, которые столкнулись с целым рядом ограничений на внешних рынках, и средние предприятия, которые только на них выходят благодаря ослабевшему рублю. Мы видим совершенно разную картину понимания ситуации у лидеров на своих рынках и у компаний, которые двигаются в массовке, — и эта картина влияет на их возможности по привлечению финансирования на новые проекты. Но, несмотря на то, что эта противоречивость трендов имеет место последние два года, последний год окончился с плюсом для инвестиционной корзины региона. Инвестор адаптировался. Более того — это сделал преимущественно инвестор отечественного происхождения. «В последний год-два увеличилась активность российских инвесторов в целом, — говорит Игорь Бураков. — В проектном портфеле Агентства инвестиционного развития Ростовской области количество проектов российских компаний за последние два года выросло на 12 процентов». Наблюдения за новыми проектами, пополнившими рэнкинг в этом году, иллюстрируют тот же тезис — подавляющее большинство заявлено российскими компаниями. Это очень неплохая новость.