Генеральный директор Агентства инвестиционного развития Ростовской области Игорь Бураков. Фото: сайт ipa-don.ru
Поделиться
Как выразился Игорь Бураков, экономика Ростовской области «стоит даже не на трех ногах, а это такая многоножка, у которой очень много опор, что позволяет ей даже в такие суровые времена беспрецедентных вызовов чувствовать себя более-менее нормально».
Он считает, что спад экономики по итогам 2020 года может составить 1-2% (пока основные экономические показатели за год еще не подсчитаны), что ниже среднероссийского показателя. Бураков не исключает даже увеличение показателя инвестиций по итогам года. По данным за девять месяцев прошлого года, объем инвестиций в экономику региона вырос примерно на 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 207 млрд рублей.
Инвестиции поднимет ветроэнергетика
Значительный рост инвестиций, по его словам, связан с активным развитием ветроэнергетики: в Красносулинском и Каменском районах введены в эксплуатацию нескольких ветропарков. «Этот такой существенный вклад, который позволил нам в пандемийном году не то, что не упасть, а сделать шаг вперед. Конечно, по мере приближения к концу года этот эффект начала года, когда большое количество парков вводились в эксплуатацию, несколько снизился».Г-н Бураков уточнил, что изначально перед областью ставилась цель увеличить инвестиции в 2020 году до 284 млрд рублей, но тогда еще не знали о пандемии.
«Мы еще не видим полной статистики за 2020 год и за последних три месяца года, но мне кажется, что по показателю «инвестиции» по итогам года мы окажемся на положительной территории, — говорит Бураков. — 2021 год для инвестиций будет гораздо сложнее, чем прошлый год. Инвестиции— это инерционный показатель. Те негативные тенденции, которые мы видели в 2020 году в экономике, в международном торговле, в глобальном сотрудничестве, начнут проявляться в 2021 году».
Поделиться
Игорь Бураков на площадке ветропарка в Красносулинском районе. Фото: пресс-служба АИР.
Создание промышленно-производственной зоны пока буксует
Вопрос создания на территории области особой экономической зоны производственно-промышленного типа (ОЭЗ ППТ), по мнению Буракова, все еще актуален. Она необходима региону для того, чтобы «не терять иностранных инвесторов», в первую очередь иностранных, для которых важны государственные преференции. «Есть компании, которые на это не обращают внимания и, наоборот, даже не хотят связываться с преференциальными режимами, потому что эти режимы временные, рано поздно исчезнут, там много бюрократии, ограничений. У нас же этого инструмента на сегодня нет», — пояснил Игорь Бураков.
По его словам, главная проблема заключается в финансировании инженерной инфраструктуры для такой зоны. Когда создавались ОЭЗ в Алабуге (Татарстан) и Липецке, эти работы в основном финансировались за счет федерального бюджета. Региональное финансирование было незначительным. К примеру, государство вложило в развитие инфраструктуры в ОЭЗ ППТ «Алабуга» более 30 млрд рублей.
«Сейчас Федерация в силу тех ограничений, которые существуют у бюджета, не готова вкладывать деньги в создание такой инфраструктуры, груз инфраструктурных расходов на себя должен взять регион», — пояснил Игорь Бураков.
По предварительной оценке, которая проводилась с представителями управляющей компании ОЭЗ «Алабуга», в развитие инфраструктуры аналогичной зоны в Ростовской области потребуется направить минимум 10 млрд рублей.
Работа над проектом продолжается. Область должна оценить свои возможности или, например, убедить Федерацию вернуться к первоначальному плану и софинансировать создание инфраструктуры такой зоны.
Тарифная политика будет меняться
По словам Буракова, тарифы на электроэнергию для промышленных предприятий в Ростовской области гораздо выше, чем в других регионах европейской части страны. От этой проблемы страдают также Краснодарский край, Волгоградская область, Крым.Из-за действующих в настоящее время правил формирования тарифов в разные месяцы электроэнергия в регионах Юга может стоить дороже на 10%, иногда на 30%, чем в регионах центральной части России.
«Такой диспаритет мы считаем ненормальным. В рамках Южно-Российской парламентской ассоциации мы передали на федеральный уровень обращение с просьбой пересмотреть механизмы формирования цен на оптовом рынке, поработать с субъективными причинами, чтобы изменить эти правила и выровнять тарифы, по крайней мере, для регионов в европейской части страны», — рассказал Игорь Бураков.
Он также отметил, что одним из способов снижения тарифа на электроэнергию является развитие ветроэнергетики.
«Ветропарки возникают в самых разных частях области: в Красносулинском районе, Каменском. В Азовском районе итальянская Enel скоро введет в строй свою ветроэлектростанцию. То есть теперь электроэнергия вырабатывается не только в двух основных точках — на Ростовской атомной станции и Новочеркасской ГРЭС, но и во многих частях области, — поясняет Игорь Бураков. — Мы получаем распределенную генерацию, которая позитивно влияет на снижение потерь электроэнергии при передаче. Чем на большее расстояние мы передаем электроэнергию, тем больше теряем. Естественно, эти потери включаются в тариф. За счет такой более сбалансированной распределенной генерации будет меньше теряться энергии при транспортировке и это будет «придавливать» тарифы для конечных потребителей».
Новое окно возможностей от телекома
Глава АИРа сообщил, что в прошлом году компания Tele2 приступила к созданию центра обработки данных (ЦОД) стоимостью 2 млрд рублей. Проект уже реализован на 85-90% и завершится в 2021 году.«Создание центров — это новое направление, которое я сравниваю с ветроэнергетикой. Мы одни их первых в него поверили, как и в случае в ветроэнергетикой. Сейчас перенастраиваем наши условия для инвесторов, чтобы локализацию таких проектов сделать более привлекательной именно в Ростовской области. Например, хотим наши инфраструктурные субсидии для новых заводов и фабрик распространить на ЦОДы, — сказал Бураков. — Наши самые скромные оценки говорят о том, что Ростовская область может побороться за инвестиции в этой сфере в объемах 20-30 млрд рублей. Это просматриваемый горизонт, дальше это будет больше. Это окно возможностей открылось, мы должны им воспользоваться».
Он уверен, что следом за Tele2 аналогичные проекты захотят реализовать и другие компании. С ними сейчас АИР ведет переговоры, о детали которых г-н Бураков не раскрыл.