Николай Проценко
В новом рейтинге крупнейших реальных инвестпроектов ЮФО, который будет опубликован в свежем номере «Эксперта ЮГ» 28 сентября, наибольшие потери понесли две отрасли: промышленность строительных материалов и металлургия. За последний год перспективы реализации ряда крупных проектов в этих отраслях оказались весьма туманными из-за резкой девальвации рубля. Некоторые потенциальные инвесторы уже отказались от своих начинаний, а другие пересчитывают стоимость проектов.
Промышленность строительных материалов традиционно занимала немалую долю в рейтинге крупнейших инвестпроектов ЮФО и была представлена достаточно дорогостоящими проектами. К примеру, год назад на 23 проекта в этой отрасли пришлось 3,75% общей стоимости базы – теперь же осталось всего 8 проектов, на которые приходится 1,31% стоимости портфеля. При этом лишь четыре проекта за прошлый год были успешно реализованы, а девять были исключены как не имеющие признаков реальных.
Причина проста: многие компании с началом нового кризиса стали отказываться от своих планов либо ставить их на паузу. Например, в конце прошлого года агентство «Интерфакс» сообщало, что австрийский холдинг Atrus заморозил проект строительства крупного цементного завода в Крымском районе Краснодарского края мощностью 2,1 млн тонн цемента в год и стоимостью 12,7 млрд рублей. В нашем прошлогоднем рейтинге этот проект занимал высокое 25 место, но теперь его пришлось исключить.
Не вошел в число реальных и проект строительства цемзавода ЗАО «Волга-Цемент» в Камышинском районе Волгоградской области стоимостью 11,4 млрд рублей (в прошлом году занимал в рейтинге 34 место). По информации регионального правительства, на начало этого года по этому проекту была профинансирована только разработка пакета проектной документации, но дальнейшая реализация оказалась связана с поиском профильного партнера-инвестора.
Понесла потери в сфере промышленности стройматериалов и Ростовская область: здесь в мае этого года компания «ИнвестПромСтрой» отказалась от проекта создания завода по выпуску тепло- и звукоизоляционных материалов стоимостью 1,5 млрд рублей. А британская компания «РокТрон», которая еще в 2012 году заявила о намерениях построить завод по переработке золошлаковых отходов Новочеркасской ГРЭС, в очередной раз перенесла начало реализации проекта – на сей раз на 2016 год. Как сообщалось в июне этого года, основная причина - нерешенностью вопроса по обеспечению завода сырьем. Однако о том, что «РокТрон» не может договориться с энергетиками о поставке отходов сообщалось и раньше, в связи с чем мы решили временно исключить проект из числа реальных.
Заметно похудел и портфель проектов ЮФО в черной металлургии. Если говорить об успехах, то еще в прошлом году в Ростовской области был реализован долгое время возглавлявший отраслевой портфель проект модернизации ОАО «Тагмет» (Ростовская область), а в этом году был завершен проект строительства 1 и 2 очереди Абинского металлургического завода в Краснодарском крае. Однако еще четыре проекта нам пришлось исключить в связи с неясностью сроков их реализации.
Наиболее крупный из них – строительство в Ростовской области листопрокатного производства объемам 1 млн тонн продукции в год, этот проект стоимостью 29 млрд рублей (36 место в нашем рейтинге-2014) планировала реализовать на базе обанкротившегося Красносулинского металлургического комбината компания «Исаевский машиностроительный завод». Проект был внесен в «губернаторскую» сотню, сроком его реализации указан 2017 год, однако отраслевые эксперты высказывают очень большие сомнения, что он вообще может быть осуществлен.
«Еще до кризиса казалось весьма смелым анонсировать такой проект не самому крупному и известному предприятию, да ещё и далёкому от собственно металлургии, а не металлообработки, - говорит заместитель генерального директора аналитического агентства “Русмет” Михаил Родионов. - Даже такой гранд, как Объединенная металлургическая компания, отказался пока от строительства нового сталеплавильно-трубного комплекса в своей вотчине Чусовом. А листопрокатное производство заметно сложнее "ширпотреба" вроде массовых труб и арматуры - нужны проектировщики, технологи, оборудование. И денежные ресурсы, конечно». С последним как раз и может возникнуть основная проблема: в списке «губернаторской сотни» стоимость красносулинского проекта уже обозначена в 52,3 млрд рублей, что, на наш взгляд, делает его реализацию вопросом весьма отдаленного будущего.
А вот нашумевший некогда проект строительства металлургического завода в кубанском Армавире стоимостью 9,7 млрд рублей (41 место в прошлогоднем рейтинге), похоже, вообще не сможет пережить новый кризис. Строительство предприятия началось еще в 2006 году, затем было прервано из-за кризиса, но пару лет назад возобновилось. Однако в дело вмешался конфликт на Украине, создавший значительные проблемы для основного бизнеса инвестора – корпорации Индустриальный союз Донбасса. Компания, занимавшаяся реализацией проекта, не смогла оплатить работу проектировщиков, и в мае имущество завода, включая земельный участок, было арестовано судебными приставами.
Впрочем, немалые проблемы могут возникнуть и у тех металлургических проектов ЮФО, которые уже находятся в активной стадии реализации. Например, в середине этого года стало известно, что холдинг «Евраз» ищет соинвестора для завершения строительства своего нового предприятия «Южный стан» в Усть-Донецком районе Ростовской области стоимостью 5,3 млрд рублей (из которых в настоящее время освоено порядка 3 млрд). Сообщение об этом появилось ровно в тот момент, на который был назначен срок сдачи завода в эксплуатацию.
«”Южный Стан”, хоть и находится в высокой степени готовности, имеет немало проблем, - комментирует Михаил Родионов. - Ещё около года назад поступали сообщения, что если для него не будут найдены соинвесторы или партнёры и не решится сырьевой вопрос, а заготовку планировали поставлять с украинского ДМЗ имени Петровского, то “Евраз” вообще свернёт строительство “Южного стана”. Правда, тогда же говорилось, что в этом случае мощности строящегося комплекса перенесут поближе к Нижнетагильскому меткомбинату. Но как это сделать? - Промплощадку в карман не положишь и в вагон не погрузишь. А вместе поработать “Евраз” предлагал уже почти всем – “Металлоинвесту”, РЭМЗу, “Волге-ФЭСТ” и даже трубникам – “Тагмету”. Так что перспективы проекта пока туманны и нерадостны».
Тем не менее, поскольку «Южный стан» вступил в решающую стадию реализации (завершены строительно-монтажные работы по каркасу и ограждающим конструкциям прокатного цеха и мастерской, смонтированы мостовые краны, заложен фундамент под основное оборудование, которое почти полностью поставлено), мы решили сохранить его в числе реальных проектов. Равно как и еще одно непростое начинание донской металлургии – строительство завода «Донэлектросталь» в Новоалександровском индустриальном парке (Азовский район). Сначала в него планировалось вложить 2,4 млрд рублей, в текущем списке «губернаторской сотни» его стоимость обозначена уже в 6,264 млрд рублей, однако в материалах, подготовленных для нашего рейтинга Агентством инвестиционного развития Ростовской области, значится гораздо большая сумма – 8,9 млрд рублей. По данным того же источника, в прошлом году в проект вложено 330 млн рублей, по нему имеются положительное заключение Госэкспертизы и разрешение на строительство.