— На топливном форуме в Ростове в этом году звучала идея о том, что регион нуждается в местной объединяющей рынок структуре.
— Российский топливный союз занимается отстаиванием интересов разных участников топливного рынка. РТС состоит из 18 региональных структур. К сожалению, пока в ЮФО и СКФО нет региональных союзов, что свидетельствует об отсутствии в этих округах общих усилий в развитии нефтепродуктообеспечения через сотрудничество среди участников топливного рынка.
— А у южного топливного рынка есть своя повестка?
— Безусловно. Во-первых, во многих регионах ЮФО слабо представлены или вовсе отсутствуют ВИНКи, зато высока доля АЗС, предлагающих топливо сомнительного происхождения. Во-вторых, в регионе высока доля автомобилей, потребляющих газ. В-третьих, портрет среднестатистического потребителя варьируется от квартала к кварталу: летом и в начале осени значительная часть автомобильного трафика генерируется туристами, отдыхающими на курортах Краснодарского края, Крыма и в Кавминводах.
— В регионе продолжает работу целый ряд небольших локальных сетей АЗС. Какова сегодня стратегия выживания таких сетей?
— Изучая розничный рынок моторного топлива России, мы пришли к выводу, что оптимальная доля ВИНКов в объёмах реализации региона должна быть не более 65 процентов. Это объясняется рядом причин: во-первых, наращивание объёмов приводит к снижению эффективности реализации топлива на сети АЗС. Во-вторых, именно 65 процентов потребителей ориентированы на бренд компании, качество топлива и сервис на АЗС — это общероссийский показатель. Оставшиеся 35 процентов ориентируются на цену. Значит место для независимых участников существует, вопрос только в том, готовы ли они конкурировать не вообще и со всеми, а на конкретном микрорынке? Есть масса примеров, когда независимые игроки создают мощную конкуренцию. Могу однозначно заявить, что будущее есть у тех, кто реализует качественное топливо и ориентирован на гостеприимный сервис на своих АЗС.
— В ряде случаев мы слышим не о конкуренции, а о сотрудничестве локальных небольших сетей с крупными игроками. Какие схемы такого сотрудничества вы считаете наиболее перспективными?
— Безусловно, это договор франчайзинга. Данная схема предоставляет участнику силу бренда, корпоративные стандарты, поставки топлива и оптимизацию затрат на маркетинг. В ЮФО есть компании, работающие по программе франчайзинга, например, в Краснодарском крае и Ростовской области — компании «Панда» и «Аякс», использующие федеральные бренды Роснефть, Башнефть и Shell.
— А как вы оцениваете положение небольших региональных НПЗ?
— Разговоры об отсутствии перспектив у мини-НПЗ не новы: мы их слышим с самого начала 2000-х годов. И действительно, мини-НПЗ обычно не способны предложить рынку сколько-нибудь качественный продукт, а использовать современные технологические цепочки и оборудование экономически невозможно: срок окупаемости завода в таком случае может составить четверть века и более. Сократить сроки окупаемости можно только при размещении завода непосредственно у нефтебаз. Их довольно много в Краснодарском крае и Ростовской области (эти регионы — лидеры по числу нефтебаз в стране), и, возможно, при декриминализации этого сегмента, проекты небольших и даже очень небольших (мощностью по 50–80 тысяч тонн в год) НПЗ снова станут актуальны, тем более что проекты подобных заводов уже существуют. Безусловно, сегмент мини-НПЗ нуждается также в поддержке со стороны государства, выражающейся даже не столько в прямой финансовой помощи, сколько в предложении лояльной системы налогообложения и лояльной же системы кредитования для модернизации производства.
— По нашим наблюдениям, сейчас даже самые крупные розничные игроки рынка стали ориентироваться на повышение эффективности, тогда как некоторое время назад приоритетом было количественное развитие сетей АЗС. Видите ли вы эту тенденцию?
— Да. Крупнейшие игроки за последние полтора года в условиях падения рынка стали жёстко ориентироваться на получение прибыли, следствием чего является повышение внимания к эффективности конкретных АЗС. Все без исключения бытовые структуры ВИНКов в настоящее время оптимизируют логистические затраты, соревнуются в маркетинговых акциях и ребрендингах, занимаются развитием инфраструктуры АЗС. Всё вышесказанное не исключает, впрочем, количественного развития, что мы видим на примере ЮФО — так, в Краснодарском крае, скажем, выросло число АЗС «ЛУКойл».
— Насколько достаточна нынешняя сеть АЗС для юга России, если включать в него Северный Кавказ и Крым?
— Я бы поставил вопрос иначе: а достаточно ли качественного предложения на розничном рынке топлива в СКФО? Если нанести АЗС ВИНКов на карту России, то мы обнаружим, что есть ещё регионы в ЮФО и СКФО, где они слабо представлены или просто отсутствуют. Учитывая программы развития сетей АЗС ВИНКов, можно констатировать, что скоро не останется ни одного региона, где бы они не работали. Приход в регион крупных компаний всегда сопровождается развитием форматов АЗС, увеличением предложения качественного топлива и широкого спектра услуг. Отвечу как потребитель: качественных АЗС ещё недостаточно.