//Фото: пресс-служба администрации Краснодарского края
Техническая готовность строящегося сейчас моста через реку Кубань, который соединит Краснодар и поселок Яблоновский (Тахтамукайский район республики Адыгея) составляет 71%, сообщают власти. Ввод в эксплуатацию планируется уже в следующем году. Объект строится с опережением графика, что обнадеживает жителей Краснодара и Адыгеи, которые ежедневно вынуждены стоять в пробках в районе старого моста. Появление четырехполосного дублера не только кратно улучшит транспортную обстановку в городе, но также благотворно скажется и на транзитном трафике через город, что особенно важно для развития туризма.
У мостов через реку Кубань в этом месте, на южном выезде из Краснодара, богатая история. Первым для массовой переправы был построен в 1887 году железнодорожный мост. Он стал важной частью ветки, ведущей к черноморскому побережью.
Железнодорожный мост еще до революции играл важную роль в переправе через Кубань//Фото: archkuban.ru
Затем в 1926 году был сооружен пешеходный деревянный мост через реку Кубань, его взорвали в 1942 году отступающие части Красной Армии, чтобы замедлить продвижение немцев к морю.
Сразу после войны появился временный плавучий мост, а к 1952 году его заменили автодорожным мостом шириной 9 м и общей длиной 795 м. Он эксплуатируется до сих пор, но пришел в аварийное состояние. В 1958 году хутор Яблоновский стал крупным поселком и присоединился к Адыгейской автономной области (предшественница Республики Адыгея), после чего нагрузка на мост постоянно росла.
Предпринимались попытки ремонта моста. Нагрузка давно в четыре-пять раз превышала проектную, поскольку трафик на трассе Краснодар — Новороссийск (А146), частью которой является Яблоновский мост, постоянно высокий.
В 2008 году движение большегрузного транспорта было запрещено, в 2012 году на мосту поменяли асфальтовое покрытие.
Создать дублер моста хотели с конца 1980-х годов, распад СССР замедлил процесс. Затем идею возведения нового моста рассматривала предыдущая администрация Краснодарского края во главе с Александром Ткачевым. Нынешний губернатор Вениамин Кондратьев говорит о том, что правительство области «долго лоббировало проект на федеральном уровне». Одним из активистов был член Общественной палаты края Марат Дударев, уроженец Яблоновской. В 2019 году проект нового моста включили в национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги», что обеспечило финансовую поддержку и дало возможность приступить к реализации масштабного проекта.
Член общественной палаты Марат Дударев привлекал внимание к проблемам, связанным с износом старого моста//Фото: op-kk.ru
В 2020 году была выделена первая сумма, 1 млрд рублей, ее распределили между федеральным и региональным бюджетами, и строительство нового моста стартовало в 20 метрах от предыдущего.
Что касается старого Яблоновского моста, вероятно, в будущем ему предстоит капитальный ремонт. Специалисты утверждают, что после укрепления опор он сможет прослужить еще 50 лет. Общественники предлагают сделать старый двухполосный мост полностью велопешеходным.
Ввод в эксплуатацию нового моста даст толчок строительству новых микрорайонов//Фото: adygheya.ru
В адыгейских поселках городского типа Яблоновском, Энеме, Новом и Козете из-за их близости к Краснодару идет активная застройка. Яблоновский за последние пять лет вырос почти вдвое по числу населения, в нем запланировано появление нового микрорайона, а после введения нового моста в эксплуатацию привлекательность жилья в поселках неминуемо вырастет.
Между старым и новым Яблоновскими мостами всего 20 м//Фото: admkrai.krasnodar.ru
Согласно генплану Краснодара, в перспективе в городе должно появиться еще как минимум три моста: в Юбилейном, в районе Старокубанского кольца и в Гидрострое.
Проект нового Яблоновского моста разрабатывали специалисты петербургского бюро АО «Трансмост». Отличительный дизайн конструкции — две «хребтовых» арки в центре моста.
Визуализация проекта моста//Фото: op-kk.ru
В 2021 году администрация края получила поддержку курирующего ЮФО вице-премьера РФ Марата Хуснуллина, который приезжал на объект лично ознакомиться с ходом строительства.
Строит мост компания ООО «СтройЮгРегион», которая занималась реконструкцией краснодарских Садового и Северного мостов, а также путепровода в Новороссийске.
В 2021 году мост был готов на 50%//Фото: пресс-служба администрации Краснодарского края
Протяженность перехода нового моста — 478,48 м, длина двух арочных пролетов составляет 114 м. Новый мост будет четырехполосным, а ширина тротуара составит 3 м, кроме того, предусмотрены и велосипедные дорожки. Вес металлических конструкций для моста — более 6 тыс. тонн. Объект рассчитан на трафик более 20 тыс. автомобилей в сутки, среднюю скорость движения по нему 80 км/ч. Мост обеспечит связь с Новороссийском и юго-западной частью Краснодарского края.
К ноябрю 2022 года готовность объекта составляет 71%//Фото: admkrai.krasnodar.ru
Всего постройка Яблоновского моста-дублера обойдется более чем в 10 млрд рублей. Это почти треть бюджета Краснодара, в чьей юрисдикции находятся мосты через Кубань, именно поэтому так важна федеральная поддержка при строительстве.