Первый свой отель Андрей Марченко открыл в Краснодаре в начале 90-х годов//Фото: предоставлено автором
Поделиться
Развитие за счет собственной инициативы
— Как вы пришли в гостиничный бизнес, в чем состоял его первоначальный замысел?— Я пришел в гостиничный бизнес уже больше 30 лет тому назад. Начинал я с того, что у меня был продовольственный магазин в Краснодаре, но потом стал анализировать, чего не хватает городу, и сделал вывод, что населению нужна сауна и мини-гостиница. Тогда я выкупил магазин по адресу Школьная, 11 и открыл там сауну, которая до сих пор работает. Получилась очень удачно, я увидел, что это хороший и интересный бизнес. Ко мне очереди стояли, потому что в Краснодаре в это время, на начало 90-х годов прошлого века, не хватало саун. С этого, собственно и начался бизнес. Я понял, что надо заниматься не торговлей, а услугами населению. Бизнес был доходный, стал мне интересен. Приносил он столько же, сколько и продовольственный магазин. При этом вложений временных ресурсов и финансовых в него было гораздо меньше. На него я практически не тратил время. Первый открытый отель в Краснодаре работает и сейчас.
Поделиться
Типичный отель сети "Мартон" в Ростове//Фото: "Эксперт Юг"
— Как в дальнейшем расширялись?
— Когда немного раскрутился, купил второй участок под строительство. Дальше стал думать: сауна — это, конечно, хорошо, но людям нужна почасовая оплата, или, как правильно в Бразилии говорится, “отели на час”. На этом участке я уже построил не только одну сауну, но и три гостиничных номера. Строиться, конечно, было тяжеловато, это же всегда очень дорогое удовольствие. Но новый объект был уже на более приличном уровне. В номерах особо ничего не было: поставили по кровати, но все равно люди шли, потому что на самом деле в тот промежуток времени это было востребовано и не было конкуренции. То есть, я, можно сказать, первым начал обеспечивать подобный сервис в городе. После этого начали двигаться дальше, доход пошел, строили небольшие гостиницы, сауны.
Я и сейчас этого придерживаюсь — в гостинице должна быть почасовая оплата, потому что мне никогда не нравилось, что людей обманывают, что приезжаешь искупаться, душ принять, а с тебя берут за сутки. Я всегда хотел с этим бороться, поэтому во всех отелях, даже сейчас, даже в больших мы делаем почасовую оплату, чтобы не обманывать людей, а идти им навстречу.
— Какие перспективы развития бизнеса вы видите сегодня?
— Сейчас у нас 54 гостиницы в шести регионах России. Собираемся дальше двигаться в сторону Донецка, Мариуполя, Херсона — на освобожденных территориях я хочу гостиницы “Мартон” развивать. Там будем строить гостиницы, в каждой из которых традиционно будет сауна. Это перспектива на ближайшие 3-5 лет. В Ростове-на-Дону у меня сейчас восемь действующих отелей. Недавно открыли Hotel Marton на улице Текучева, 161. Плюс еще один проект — гостиница на Седова, 101/7 “Мартон Парус”. Мы намерены достроить это здание в следующем году. Уверен, это будет один из лучших мини-отелей в городе, по крайней мере, в моей сети точно будет лучшим. Практически семь лет мы его строим. Тяжеловато с разрешениями, но, как говорится, дорогу осилит идущий. В Краснодаре у меня сейчас 18 гостиниц, в Ростове — восемь, еще две достраиваем.
Поделиться
Отель "Парус" в Ростове Андрей Марченко обещает достроить в 2023 году//Фото: "Эксперт Юг"
— Как бы Вы сформулировали цели сети на ближайшую перспективу?
— Цель — идти вперед и развиваться дальше. Дорогу осилит идущий – наш лозунг неспроста. Мы все время движемся вперед, развиваемся, смотри на регионы привлекательные. Сейчас, конечно, с интересом смотрим на север — Москва, Санкт-Петербург...
— Как управляются сеть “Мартон”? Вы сами и инвестор, и управляющая компания?
— Мы сами операторы, сами управляем. Есть, конечно, свои нюансы — никто не застрахован от нерадивых сотрудников, которые иногда банально воруют. Такие случаи, конечно, заставляют разочаровываться в людях.
— Как это отражается на подготовке кадров для отелей вашей сети?
— Набираем людей, стажируем их, смотрим. Мы сами готовим себе кадры, сами обучаем их.
Еще один шанс для сети — трансформация гостиничного рынка
— С какой динамикой развивается компания?— Сейчас, конечно, в связи с конкуренцией, с тем что много людей занимаются этим бизнесом динамика не впечатляющая, но мы все равно двигаемся вперед, достраиваем отели и будем двигаться в новые регионы.
— Во сколько вы оцениваете оборот всей сети отелей?
— Это коммерческая тайна. В целом налоговая оценивает в районе 9 млрд. В эту сумму оценили мое имущество. За 2020 год налоговая насчитала доходов на 1,8 млн рублей.
— Как вы оцениваете рынок гостиничных услуг России, в целом, и юга России, в частности?
— Я думаю, что у нас всего хватает, конкуренция — это хорошо, она стимулирует продвижение вперед, улучшение сервиса, влияет на ценовую политику. Сам по себе гостиничный бизнес — это долгоиграющая тема, с большими вложениями. Сейчас, конечно, сложно этим начинать заниматься, но те, у кого деньги есть, те люди, которые готовы вкладывают вдолгую, рассматривают такой способ вложения средств, как строительство гостиниц.
— Как на рынке гостиничных услуг скажется уход международных брендов?
— Отлично скажется. Все супер! Правда, недавно я был в Москве и в Питере в этих брендовых отелях, и “Рэдиссон”, и “Мариотт”, все осталось, как было. У них все по-прежнему хорошо. Интересно, что ушел сервис booking.com. Вот представьте, раньше международным аферистам под этим брендом платили 25% своего дохода за размещение своих предложений. Они ушли — и слава богу, мы прям ожили. А то по 10 млн в месяц платили непонятно кому. Пусть они грабят своих посетителей, мы в России и без них справимся нормально. А все эти бренды, чем они нас тут удивить пытались? Ничем. Только деньги отбирали и отправляли на Запад на финансирование своих правительств. Конечно, конкуренция нужна, и бренды, скорее всего, тоже нужны. Уверен, они вернутся обратно. Но вот что этот сайт убрали (booking.com) — это хорошо, потому что он был монополист в сфере бронирования.
Поделиться
Андрей Марченко положительно оценивает уход booking.com с рынка//Фото: "Эксперт Юг"
Куда заводит патриотизм в сфере услуг
— У российских отелей достаточно компетенций, чтобы на высоком уровне поддерживать качество сервиса?— Ну, что вы понимаете под компетенциями? Я считаю, что для человека важно в гостиничном бизнесе, чтобы была чистая кровать, белье, чистый номер, горячая, холодная вода, телевизор, завтрак. Что мы, не в состоянии этого сделать? Да мы лучше любой западной компании работаем. Вы даже не сомневайтесь в этом. И в 3-5 раз дешевле, чем у них. Потому что у них там заложены такие суммы, не понятно за что. Конечно, мы справимся.
— Как повлияли санкции на ваш бизнес?
— Знаете, только лучше стало. Очень хорошо, потому что России всегда нужен пинок для того, чтобы мы двигались вперед. Почему-то так. Но я считаю, что наоборот хорошо, что санкции есть. Сейчас у нас тут промышленность заработает, начнем сами гвозди хотя бы делать, потому что мы в какую-то страну потребления превратились, а на самом деле мы должны быть страной промышленно развитой. У нас очень сильный задел остался после Советского Союза — космос, авиастроение, которое было утеряно в последующем. А сейчас, наоборот, дан старт развитию. Меня это радует, на самом деле. Если у нас экономика заработает, если мы начнем хорошие самолеты делать, конкурентоспособные продукты, машиностроение поднимем, компьютеры, телефоны начнем сами что-то, мир увидит, что Россия сильная, что не только нефть и газ у нас. У нас живут очень талантливые люди. Русский человек везде может себя проявить. США, Япония ценятся наши специалисты, мы более креативные, более приспособленные. Сейчас нам нужно только создавать необходимые условия. Например, пересмотреть налоговую политику. Хорошо, когда Владимир Путин пришел к власти, они сделали отдельную процентную ставку по кредитам, 6%. У нас рост прибыли тогда был 20-25% годовых. Что мешает такие же ставки по кредитам сделать сегодня для бизнеса?
— Занимаетесь ли вы социальной политикой?
— Параллельно занимаюсь благотворительностью. Я открыл ночлежку в Ростове, она пользуется популярностью, уже месяц мы работаем. Находится по адресу Тургеневская, 18. Сейчас люди приходят в шесть часов вечера, там очень много бедных людей, и это рядом с Центральным рынком, плюс кормим людей, предоставляем душ, туалет, чистое постельное белье, утром они тоже завтракают. Мы делаем дезинфекцию помещений, и вечером опять люди приходят. Этим людям летом тяжело, а зимой вообще негде переночевать.
— Что вас сподвигло заниматься этим вопросом?
— Так я решил, еще когда из армии пришел в 1991 году: если мне бог даст стать богатым человеком, то буду помогать нуждающимся людям. Этим мы и занимаемся больше 25 лет. Кроме того, в каждом городе, в том числе в Ростове, мы кормим людей по воскресеньям.
Поделиться
Андрей Марченко с сыновьями//Фото: предоставлено автором
Работа в условиях санкций только начинается
— Как государство сегодня поддерживает гостиничный бизнес?— Государство пошло навстречу. Чтобы строить гостиничный бизнес, мы же из ниоткуда деньги не берем. Мы в тендерах не участвуем. Поэтому мы кредитуемся в банках. У банков сейчас государство убрало НДС 25% в рамках Национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства». Для тех, кто строит предоставляет в аренду и управление туробъекты введена нулевая ставка НДС. Это вообще очень хорошо, на 5 лет. И плюс сделало на год отсрочку от выплаты кредитов. Кредитная нагрузка сейчас очень серьезная, но в пандемию ее сделали более сносной, что позволило нам развиваться.
— В условиях санкций вы испытываете сложности с поставкой строительных материалов и других материалов для уже работающих гостиниц?
— Сначала были какие-то перебои. Сейчас все нормально. Конечно, цены подросли, но сейчас опускаются. Понимаете, бизнес всегда для себя дорожку построит. Ну, будут, из Турции и Китая возить.
По лифтам мы столкнулись с проблемой поставок, но заказали из Китая. Чуть дешевле даже вышло, я думаю, в Китае лифты ничуть не хуже делают. Нам самим надо развиваться, и все у нас будет хорошо. Мы все сделаем, все создадим, мы — нация победителей. Причем во всем. И в экономике мы тоже победим. Мы должны стать опять супердержавой. Вот сейчас спецоперация на Украине проходит, конечно, хотелось бы, чтобы она побыстрее прошла, очень жаль людей, конечно, думали, что малой кровью обойдется, но раз так не получается, пусть будет так. И мы, я считаю, на Украине не за территорию, не за ресурсы, не за геополитику, мы воюем за своих людей, за этих одураченных западными кураторами. На Украине за эти последние 30 лет население сократилось в два раза — с 52 млн до 26 млн человек. Сейчас там очень бедно живут люди. Мы должны там довести до конца, и быть в едином государстве. Считаю, что русские, украинцы и белорусы — это один народ, просто искусственно разделенный на 30 лет, и сейчас все должны вернуться в родную гавань. Я думаю, что с Белоруссией вопрос уже давно решен, просто, наверное, сейчас целесообразно для России, чтобы она была отдельным государством. Но я не сомневаюсь, что и белорусы сами хотят в состав России.
Ситуация на рынке подталкивает к росту
— Как бы охарактеризовали в целом ситуацию на гостиничном рынке на Юге: где с гостиницами тяжелая ситуация, а где, наоборот, все переполнено предложением?— Тяжело в маленьких городах, в крупных, конечно, предложений достаточно. В целом, конкуренция — это хорошо, подталкивает к развитию, не дает останавливаться на достигнутом. В целом, гостиницы сейчас есть на любой вкус и кошелек.
— Как бы оценили тот сегмент, в котором работаете сами?
— Отели “Мартон” очень хорошего класса. При этом мы не гонимся за звездами, а делаем упор на качество. В основном, отели рассчитаны на средний уровень дохода. Кроме того, благодаря тому, что мы предоставляем почасовую оплату, остановиться у нас может позволить себе практически каждый. Это удобно и для бизнеса, и, самое главное, для людей. При этом мы предоставляем такой же набор услуг, как и в отелях более высокой категории.