Глэмпинги займут свою нишу, но конкурировать с отелями за туриста у них не получится. Фото: Freepik.com
Поделиться
Как сообщили в пресс-службе администрации Ставрополья, регион получит более 320 млн рублей, и за два года в крае построят 154 модульных конструкции на 255 номеров. Адыгею федеральный центр просубсидирует на 153 млн рублей, пишет «Интерфакс», количество объектов не уточняется.
Речь идет о глэмпингах – модульных средствах размещения палаточного типа, который набирают популярность в России последние два года. Пока их количество в стране и на Юге, в частности, не очень велико. По данным российской Ассоциации глэмпингов, по состоянию на июнь 2023 года больше всего таких средств размещения расположено в Краснодарском крае – 38 (хотя в Московской области – 48), а также в Крыму – 27. Намного меньше в Дагестане – 4. В других южных регионах счет идет на единицы.
Участники рынка говорят, что сфера глэмпингов динамично развивается, и в реальности их значительно больше. Эксперты отмечают, что, несмотря на это, доля такого вида отдыха в общем разрезе туризма в России составляет не более 5%, и вряд ли она изменится кардинально.
Формат глэмпинга – доступная заповедность
Как рассказала собственник и директор «Beta Глэмпинг» (Краснодарский край) Адель Власова, отдых в глэмпингах выбирают самые разнообразные типы туристов.«Есть и те, кто до появления глэмпингов предпочитал “дикий” палаточный отдых, и любители пятизвездочных гостиниц. И по этой причине отношение к этому типу отдыха у всех разное. Одних все устраивает, а другие удивляются отсутствию удобств, к которым они привыкли. Но здесь важно понимать, что суть глэмпингов – в возможности с комфортом отдыхать в труднодоступных, заповедных уголках с красивой природой. И, конечно, за это приходится платить некоторыми неудобствами», - пояснила Адель Власова.
Чаще всего глэмпинги работают по сезонному принципу – как правило, с весны по осень. Однако есть и утепленные комплексы зимнего типа. Стоимость обычно разнится вдвое – если летом отдых может стоить около 10 тыс. за ночь, то зимой – 5 тыс. При этом ценовая политика в глэмпингах в разных локациях может сильно различаться.
Директор по маркетингу дагестанского глэмпинга «Горный ветер» Турал Гадзитализаде добавил, что и среди таких средств размещения существует как минимум несколько форматов – палаточные сафари-тенты, A-Frame, барн-хаусы – которые могут отличаться по объему инвестиций в строительство. В среднем он оценил эту сумму в 30 млн рублей, среднюю загрузку летом в 65%, а турпоток в период с весны по осень – на уровне 5-10 тыс. человек.
«Привлекательность глэмпингов легко объяснима. Все-таки строительство капитальных отелей требует совсем других затрат. У модульного отеля срок окупаемости начинается от трех лет. Очевидно, что в труднодоступных локациях такой формат будет в приоритете», — рассказал он.
Поделиться
Обычно глэмпинги работают с весны по осень, но некоторые ориентированы на зимний отдых. Фото: глэмпинг Villa MemoryГлэмпинг как быстрый путь пополнения номерного фонда
Вице-президент ассоциации «Альянс туристических агентств» Алексан Мкртчян оценил долю глэмпингов в туротрасли России как совсем небольшую – 5%. Рост их популярности он в первую очередь связывает с короткими сроками строительства и быстрой окупаемостью.
«Глэмпинг можно построить за полгода. Правда, важно учитывать, что это почти всегда очень небольшие турбазы. В 90% случаев емкость не превышает 20 номеров. В основном туда приезжают люди, которым хочется побыть на природе. Они могут рассчитывать на некоторый уровень комфорта, но понимают, что готовы пережить туалет за пределами номера, отсутствие крытой парковки или еще какие-то неудобства», — констатировал Алексан Мкртчян.
Интерес и готовность государства финансировать такие проекты он объясняет потребностью в развитии внутреннего туризма.
«Строить большие отели – это сложно и дорого. Такие инвестиции оправдают себя через много лет, в том числе с точки зрения увеличения номерного фонда внутри страны. Глэмпинги позволяют решать эту проблему намного быстрее, пусть и в намного меньшем масштабе. Впрочем, вряд ли им удастся занять какую-то существенную долю на туристическом рынке даже в долгосрочной перспективе», — отметил эксперт.
Примечательно, что модой на глэмпинги пользуются и уже существующие капитальные туристические комплексы, открывающие на своей территории палаточные номера.
Председатель экспертного совета Ассоциации отельеров АМОС (Сочи) Дмитрий Богданов пояснил, что с 1990 по 2006 год количество мест в турбазах и кемпингах в России сократилось в 64 раза. Что и породило большой спрос на такой формат отдыха сегодня.
«Восстановление отрасли, как это часто бывает, началось с премиального сегмента. Это понятно – люди просто не захотели бы ехать в покосившиеся за годы простоя домики, им хочется увидеть достойные условия. Другой вопрос, что должны появляться не только варианты по 15 тысяч за ночь, но и более бюджетные, для среднего класса. Другим важным вопросом является отсутствие знаний и компетенций у некоторых владельцев глэмпингов – причем даже в вопросах безопасности. И эту проблема нужно срочно решать», — прокомментировал Дмитрий Богданов.
Рынок глэмпингов, по его оценкам, сегодня слишком мал, чтобы говорить о нем в масштабе всей туротрасли. По данным эксперта, при том, что Сочи единовременно может принять до 200 тыс. туристов, емкость глэмпингов на курорте не превышает одной тысячи мест.
«Но перспектива есть. В Краснодарском крае огромное количество локаций, которые словно созданы для глэмпингов – например, вдоль трассы Туапсе-Майкоп. Кстати, большой потенциал в этом смысле у Абхазии. Немногие инвесторы готовы строить там дорогие гостиничные комплексы, но многие захотят заняться глэмпингами», — считает Дмитрий Богданов.