110 116 15

Каспий на троих

ЭКСПЕРТ ЮГ №6-7 (296) 2014
2253
8 минут

НК «Роснефть» активно включается в борьбу за каспийский шельф. Ранее здесь работал только ЛУКОЙЛ, но дальнейшее освоение нефтегазовых ресурсов региона требует от этого частного холдинга привлечения в свои офшорные проекты госкомпаний-конкурентов.

Каспий на троих

Поделиться

Первым совместным проектом ЛУКОЙЛа и «Роснефти» (при участии «Газпрома») станет разработка Западно-Ракушечного месторождения в северной части Каспия.

Каспийская нефть ЛУКОЙЛа, добыча которой началась в мае 2010 года, оказывает растущее влияние на показатели деятельности нефтехолдинга. Уже по итогам 2012 года ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть», ведущее добычу на шельфовом месторождении имени Юрия Корчагина, заняло 33 место среди крупнейших компаний ЮФО с выручкой 19,555 млрд рублей (для сравнения, годом ранее предприятие заработало 8,6 млрд рублей). Доходы каспийского подразделения ЛУКОЙЛа должны вырасти ещё значительнее в связи с намеченным на конец следующего года началом добычи на втором, более крупном каспийском месторождении компании — имени Владимира Филановского. Здесь планируется максимальный объём добычи в размере 6 млн тонн в год, то есть больше, чем сейчас добывается нефти во всех регионах ЮФО и СКФО вместе взятых.

Неудивительно, что деятельность ЛУКОЙЛа на каспийском шельфе возродила интерес к этой территории других российских вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНКов), в первую очередь «Роснефти». В течение прошлого года президент этой компании Игорь Сечин не раз демонстрировал интерес к проектам на Каспии, причём не только в России. В августе во время визита Владимира Путина в Баку «Роснефть» подписала соглашение о создании совместного предприятия с азербайджанской нефтяной госкомпанией SOCAR — по неофициальным данным, российский холдинг планирует получить доли в азербайджанских газоконденсатных месторождениях Шах-Дениз-2 и Апшерон. В начале октября стало известно о покупке «Роснефтью» у шведской компании Lundin Petroleum 51% ОАО «Петроресурс», которое работает на Лаганском блоке близ берегов Калмыкии. Тогда же премьер-министр Дмитрий Медведев распорядился передать право пользования Западно-Ракушечным месторождением Каспийской нефтяной компании (КНК) — совместному предприятию ЛУКОЙЛа (49,892%) и «дочки» «Роснефти» ООО «Нефть-Актив» (49,892%) при участии ОАО «Газпром» (0,216%).

Чёрное золото малых глубин

Для ЛУКОЙЛа проект с «Роснефтью» будет не первым случаем работы на Каспии совместно с другими крупными нефтегазовыми холдингами. В 2008 году компания «ЦентрКаспнефтегаз», совместное предприятие ЛУКОЙЛа и «Газпрома», открыла нефтегазоносную структуру «Центральная» в 150 км восточнее Махачкалы с запасами в 20,2 млн тонн условного топлива категории C1 и 149 млн тонн условного топлива категории C2; правда, её промышленная эксплуатация в силу ряда причин до сих пор не началась.

Перспективная структура «Западно-Ракушечная» также была открыта в 2008 году, позже всех ныне известных месторождений северного Каспия, когда ЛУКОЙЛ уже вовсю готовился к вводу в эксплуатацию своей первой платформы на участке имени Юрия Корчагина. Открытие произошло после проведения сейсмических исследований на площади 63 кв. км в процессе бурения первой же разведочной скважины на Северо-Каспийском лицензионном участке в российском секторе Каспия, где попутно были выявлены свыше десятка перспективных структур. Наиболее значимыми из них считаются «Западно-Ракушечная», «Карайская», «Укатная», «Жёсткая» и «Восточно-Укатная» с перспективными совокупными ресурсами в 260 млн тонн (1,9 млрд баррелей) нефти и 55 млрд кубометров газа.

Как рассказали «Эксперту ЮГ» в «Роснефти», перед началом разведочного бурения рассматривались различные варианты использования на участке самоходных плавучих буровых установок (СПБУ). В первую очередь речь шла о СПБУ «Астра», с помощью которой были пробурены 45 скважин и открыты все каспийские месторождения ЛУКОЙЛа. Изучались возможности применения и более мощных полупогружных буровых установок «Исполин» (принадлежит «Роснефти») и «Сункар», однако все три упомянутых агрегата не могли работать на малых глубинах — для их использования требовалось сначала провести дноуглубительные работы. Поэтому было принято решение построить понтонное основание для размещения на нём мобильной буровой. На астраханском судостроительном заводе «Красные Баррикады» для работы на более мелких прибрежных акваториях была специально сконструирована несамоходная плавучая платформа «Чилим МБУ-160» — именно с её помощью были вскрыты коммерческие запасы в объёме 64 млн баррелей нефти и 934,4 млн кубометров газа.

В 2010 году на том же участке была пробурена скважина «Укатная-1», но она вскрыла незначительные нефтенасыщенные толщины и была ликвидирована без испытания.

Ещё через два года начались подготовительные работы по строительству поисково-оценочной скважины «Рыбачья-1», запуск которой ожидался в 2013 году. Параллельно велась работа по получению КНК разрешения на разведку и добычу углеводородного сырья на Западно-Ракушечном месторождении.

Без партнёров не обойтись

По данным Минприроды РФ, запасы углеводородов на Каспии достигают свыше 1 млрд тонн условного топлива, и для ЛУКОЙЛа этот регион в среднесрочной перспективе должен стать одной из ключевых точек роста добычи нефти и газа. Глава компании Вагит Алекперов заявлял, что до 2023 года ЛУКОЙЛ намерен инвестировать в добычу углеводородов на российском морском шельфе порядка 11 млрд долларов, что позволит компании нарастить добычу с 800 до 1,2 млрд баррелей нефтяного эквивалента. Сейчас ЛУКОЙЛ владеет лицензиями на разработку 11 перспективных месторождений на Каспии (всего государством выдано 129 лицензий на разработку каспийского шельфа), совокупные ресурсы которых могут достигать 300 млн тонн нефти и до 60 млрд кубометров газа.

Понятно, что иметь сильных конкурентов в этом регионе ЛУКОЙЛу вряд ли хочется. Но у холдинга уж слишком значительны затраты на каспийские проекты. Аналитик ИК «Ак Барс Финанс» Александр Сидоров отмечает, что наиболее вероятной причиной привлечения руководством ЛУКОЙЛа к сотрудничеству своих основных конкурентов является слишком большая кредитная нагрузка на остальные проекты. «В 2014-15 годах ЛУКОЙЛ начинает реализацию проектов разработки месторождений имени Владимира Филановского на северном Каспии и Западная Курна-2 в Ираке (с долей в проекте 56,25 процента), — говорит г-н Сидоров. — Из-за этого компании необходимо искать партнёров для других шельфовых проектов и делиться будущей прибылью».

«У самого ЛУКОЙЛа немало других проектов, а новый партнёр приносит с собой дополнительные средства, — соглашается с этой точкой зрения генеральный директор Городского центра экспертиз (Петербург) Александр Москаленко. — Да, прибыль в будущем будет иметь меньший объём, но и затраты составят меньшую сумму. А самое главное, есть закон 187-ФЗ “О континентальном шельфе Российской Федерации”, который определяет только две компании, которые там могут работать — “Роснефть” и “Газпром”. В итоге получается, что ЛУКОЙЛ, приводя их обоих, получает очень интересную преференцию».

Упомянутый закон вступил в силу в 2008 году, когда у холдинга Вагита Алекперова уже были лицензии на разрабатываемые им сейчас каспийские месторождения, но в дальнейшем без партнёров в лице упомянутых госкомпаний ему не обойтись. К тому же месторождения разных компаний на каспийском шельфе пересекаются друг с другом, поэтому ВИНКам в любом случае придётся договариваться между собой.

Планы «большого брата»

Для «Газпрома», имеющего в Каспийской нефтяной компании незначительную долю и полностью поглощённого в прикаспийском регионе проектом разработки Астраханского нефтегазоконденсатного месторождения, выход на шельф вряд ли будет слишком интересен. Иная ситуация у «Роснефти», где куратором шельфовых проектов является бывший руководитель Объединённой судостроительной корпорации Роман Троценко. Именно он в своё время собирал под «шапку» ОСК основные астраханские судоверфи, обслуживающие каспийских нефтяников — ему и легче будет с ними договориться. К тому же в ведении г-на Троценко окажется и стоящая сегодня без дела на Каспии буровая установка «Исполин», которую можно использовать не только на мелководье Западно-Ракушечного месторождения, но и на принадлежащих «Роснефти» лицензионных участках примыкающего к нему Лаганского блока.

Некоторые геологи утверждают, что «Западно-Ракушечная-1» является частью нефтеносной структуры «Морская», а права на её разработку принадлежат ООО «ПетроРесурс», 51% акций которого прошлой осенью выкупила «Роснефть». В этом случае не исключается вариант, что работающие на одном месторождении КНК и «ПетроРесурс» будут создавать совместное предприятие для его доразведки и разработки, либо кто-либо из них выкупит часть лицензионной территории или долю партнёров вместе с буровой. Впрочем, ряд экспертов предполагает, что участие в разработке Западно-Ракушечного месторождения для «Роснефти» может как выдавать вполне оправданное желание поставить новые запасы на свой баланс по международной системе учёта, так и носить характер обычной спекулятивной сделки.

Интересна дальнейшая судьба нефти, добытой на Западно-Ракушечном месторождении, — в её переработке могут поучаствовать все три крупнейших российских ВИНКа. Географически к нему ближе всего расположено предприятие «Газпром добыча Астрахань», на котором в конце октября прошлого года была введена в эксплуатацию установка гидроочистки бензиновой фракции с выпуском продукции, соответствующей стандартам «Евро-4». Но, располагая столь мизерной долей в КНК, «Газпром» вряд ли может рассчитывать на серьёзный бонус от партнёров.

Чуть дальше по течению Волги расположен Волгоградский НПЗ ЛУКОЙЛа, на котором уже производится топливо «Евро-5», хотя его мощности в ближайшие годы будут полностью загружены сырьём с других каспийских месторождений холдинга Вагита Алекперова. Ещё выше по течению танкерами можно доставлять сырьё до самарской группы заводов «Роснефти» (Куйбышевский, Новокуйбышевский, Сызранский НПЗ), но расстояние почти в 2 тысячи км слишком велико для рентабельного проекта. Впрочем, есть и альтернативный, хотя и менее выгодный вариант транспортировки нефти — не по Волге, а по Дону, до Туапсинского НПЗ «Роснефти». «Расстояние до Туапсе меньше, но возникает слишком большое количество перевалочных узлов: танкер приходит в порт, перегружает нефть либо в трубу, либо в цистерны, затем её везут вдоль Кавказа и уже там сливают, — предполагает Александр Москаленко. — Есть иной путь: танкерами идти по Волге, потом через Волго-Донской канал, Дон, Азовское и Чёрное море. Но тогда нужно проходить систему шлюзов, а многие из них устаревшие, небольшого размера — соответственно, имеются различные ограничения». Какой из этих вариантов выберут партнёры, возможно, станет ясно, когда решатся вопросы о разделе «сфер влияния» между «Петро­Ресурсом» и КНК.

0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .
ссылка1