Предприятие контролируется структурами, близкими к холдингу «Ак Барс» (в Татарстане). Агентство ТАСС, со ссылкой на свой источник в ВПК, сообщило, что до конца апреля 2020 года Министерство обороны России планирует подписать контракт на постройку первых двух российских универсальных десантных кораблей (УДК) — вертолётоносцев. «По сформированному главкоматом ВМФ техническому заданию подготовлен проект на эти корабли», — уточняет источник. Закладка судов запланирована на начало мая. Сумма сделки не раскрывается.
Водоизмещение кораблей нового для отечественного флота класса составит 25 тысяч тонн, максимальная длина — около 220 м. Один российский УДК будет нести на борту более 20 тяжёлых вертолётов, получит доковую камеру для десантных катеров и сможет перевозить до 900 морпехов. Керченский завод подтвердил готовность построить такие суда. «Залив» имеет стапельное место для постройки кораблей длиной до 300 м и шириной до 50 м, водоизмещением более 150 тысяч тонн. Ранее корабли этого класса в нашей стране не строились.
Приблизительную стоимость госконтракта можно высчитать, исходя из сравнений с аналогичными контрактами. Например, в 2011 году Россия заказала во Франции два универсальных десантных корабля-вертолётоносца типа Mistral стоимостью 1,2 млрд евро (свыше 84 млрд рублей по сегодняшнему курсу). Но в итоге две построенные «боевые единицы» так и не были переданы заказчику: Франция, под давлением партнёров по НАТО, решила аннулировать контракт с выплатой неустойки. Корабли продали Египту.
Выбор керченского завода для выполнения оборонного заказа обусловлен причинами технического характера: ранее суда такого размера в России можно было строить только на вервях «Севмаша» в Архангельской области. «Залив», как выяснилось, обладает мощностями, позволяющим строить очень крупные боевые корабли, например, авианосцы. Но пока завод привлечён к постройке некоторых малых боевых единиц для ВМФ России. С другой стороны, расположенный в Керчи «Залив» находится в более благоприятных климатических условиях, чем другие российские предприятия военного судостроения.
По данным «Эксперта ЮГ», сейчас «Залив» контролируется структурами группы «Ак Барс». По информации ИАС Seldon.Basis, собственниками ООО «СЗ Залив» являются Руслан Камалов и Александр Макеев (по 35%). Ещё 30% у АО «Судостроительный завод им. Б.Е. Бутомы» (зарегистрирован также в Керчи). Его собственниками являются ООО «Энкор» (40%) и ООО «Вэста» (60%), владельцами которых выступают Галяметдин Шейхутдинов и Рашит Кадямов. Шейхутдинов также учредитель керченского ООО «Залив-Порт», Кадямов — соучредитель инвесткомпании «Сигма-Инвест» (Самара) и фирмы «Татевроцемент».