
Руководство ОАО «Чеченнефтехимпром» (ЧНХП, контролируется совместно НК «Роснефть» и правительством ЧР – 51 и 49 процентов акций соответственно) и китайская группа компаний СРТSA (China Petroleum Technology Service Alliance, включает 20 компаний) в Грозном заключили соглашение о долгосрочном сотрудничестве по геологическому изучению недр, выполнению геологоразведочных работ и разработке нефтегазовых месторождений на территории Чеченской Республики. Таким образом, с одной стороны в нефтедобывающую отрасль региона привлекается первый знаковый иностранный инвестор, с другой, основной отечественный нефтехолдинг на фоне этого отказывается от своих планов ухода из местных активов.
В настоящее время ЧНХП (уставный капитал составляет 1,967 млрд рублей) владеет 1113 нефтяными и газовыми скважинами, участками площадью 11,6 тыс. га, двумя НПЗ, ремонтными предприятиями, оборудованием для добычи нефти, четырьмя нефтебазами, более 500 км трубопроводов, а также шестью лицензиями на разведку и добычу.
Генеральный директор ОАО «Чеченнефтехимпром» Хожбауди Альвиев рассказал о большой подготовительной работе, проделанной компанией с 2015 года. За это время были сформированы 18 лицензионных участков недр, включая и те участки, от лицензий которых НК «Роснефть» отказалась, ссылаясь на их истощенность и отсутствие нефти. В 2016-2017 годах компанией на аукционах приобретены 10 долгосрочных лицензий, что позволило ЧНХП выйти на мировой инвестиционный рынок.
По данным компании, пристальное изучение сохранившихся месторождений привело специалистов-геологов к мнению, что до сих пор они эксплуатировались небрежно». «Практически целые нефтеносные пласты не были разработаны. Из-за аварий на скважинах, которые сложно было устранить, нефтеносные структуры просто закрывались», - рассказали в ЧНХП.
Со своей стороны китайский оператор стремится как можно быстрее начать работу в регионе.
«Компания обладает технологией по освоению месторождений, нефтепромыслов, финансами. Начиная с сегодняшнего дня, «Чеченнефтехимпром» и СРТSA будут совместно формировать команду нефтепромыслового управления, чтобы как можно скорее начать добычу нефти с последующим развитием чеченской нефтяной и химической промышленности»,- отметил председатель правления CPTSA Ли Пилонг.
Разрабатываемые почти полтора века недра Чечни достаточно истощены и нуждаются в дополнительных вложениях из-за большой глубины залегания продуктивных слоёв. По мнению доцента кафедры «Прикладная геология» Грозненского государственного нефтяного технического университета Арби Шаипова, «на сегодняшний день в Чечне в окончательной стадии разработки находятся месторождения в верхних меловых отложениях и нормальная цель разработки – нижний мел. Перспективы связываем с более глубокими отложениями нефти. Беда в том, что у нас в республике эти отложения залегают очень глубоко – перспективы есть, но связаны только с глубоко погруженными горизонтами».
Привлечение крупных, в том числе и иностранных, инвесторов крайне необходимо нефтекомплексу Чечни, ибо без больших вливаний падающую ежегодно нефтедобычу невозможно будет удержать даже на нынешнем уровне.
Подписание данного соглашения крайне важно также и для руководства республики. С начала года у правительства возникли противоречия с менеджментом «Роснефти», который предлагал продать региональным властям 51% своего пакета акций крупнейшего на Северном Кавказе нефтедобывающего оператора ОАО «Грознефтегаз» (100% в собственности у «Роснефти», в год добывает порядка 300 тысяч тонн углеводородов) и часть иного своего имущества в ЧР за 12,5 млрд рублей. Выход нефтехолдинга из чеченских активов фактически ставил крест на проекте строительства собственного нефтеперерабатывающего завода в Чечне, который «Роснефть» планировала реализовать с 2010 года.
Глава Чечни Рамзан Кадыров был не против установления полного контроля над активами, но категорически возражал против цены. В то же время он не скрывал, что, получив свободу рук, республика сможет сама заняться поисками иностранных партнёров. По мнению главы компании Small letters Виталия Крюкова, в качестве партнёров ЧР в разработке углеводородов вполне могли бы выступить арабские инвесторы. Таковыми даже называли одного из крупнейших игроков нефтегазового рынка компанию «Saudi Aramco» (Саудовская Аравия). Не даром с начала года Рамзан Кадыров провёл целое турне по странам Залива, в ходе которого обсуждался и вопрос привлечения инвесторов.
Появление же китайских партнёров с их избыточными финансовыми ресурсами тут же повлияло и на позицию «Роснефти». На днях после встреч Рамзана Кадырова и Игоря Сечина с президентом России Владимиром Путиным было объявлено о том, что нефтехолдинг не будет продавать свои региональные активы в ЧР и даже вложится в обеспечение жильём сотрудников «Грознефтегаза».