Сенатора от Карачаево-Черкесии Рауфа Арашукова лишили неприкосновенности и арестовали утром 30 января прямо на заседании Совета Федерации. Его обвинили в двух заказных убийствах в Карачаево-Черкесии девятилетней давности. В этот же день в Петербурге был арестован отец Рауфа Арашукова — Рауль Арашуков, советник генерального директора ООО «Газпром межрегионгаз», с 2002 по 2011 годы возглавлявший ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь». Ему предъявили хищение газа на сумму более чем 30 млрд рублей. Через день Следственный комитет России задержал ещё пятерых человек. Все они работали в структурах «Газпрома» на Северном Кавказе и назначались Арашуковым-старшим.
В двух убийствах обвиняют только сенатора Рауфа Арашукова. Это убийства активиста республиканского молодёжного движения «Адыгэ-Хасэ» Аслана Жукова и советника президента Карачаево-Черкесии Фраля Шебзухова, который на тот момент баллотировался в президенты республики. Задержанный исполнитель этого преступления и дал показания против Рауфа Арашукова. В сентябре 2018 года дела по этим убийствам были переданы в центральный аппарат СК РФ.
В создании ОПГ и хищении более 30 млрд рублей газа на Северном Кавказе обвиняют всех семерых фигурантов дела. Важно отметить, что экономическое дело было заведено на основе рапорта начальника управления «К» Службы экономической безопасности ФСБ России Ивана Ткачёва, который ранее вёл дела основателей группы «Сумма» братьев Магомедовых.
По версии следствия, преступное сообщество, созданное Раулем Арашуковым, действовало с 2002 года. Его соучастники обеспечивали заключение договоров на поставку в адрес предприятий газовой отрасли СКФО большего объёма газа, чем было необходимо для нужд потребителей. После этого они похищали газ, реализовывая его компаниям и физическим лицам за наличный расчёт. Арашуковы это отрицают.
Реакция Кремля на громкий арест была ожидаемо отстранённой. «Сразу скажу, что нечего добавить к тому, что было сказано правоохранителями по задержанию сенатора», — заявил журналистам пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков. В том же духе высказался глава Карачаево-Черкесии Рашид Темрезов. В Совете Федерации пообещали тщательнее выбирать сенаторов. Руководство «Газпрома» от комментариев воздержалось. Следственный комитет назвал уголовное дело против Арашуковых планомерной работой «по декриминализации Северо-Кавказского региона».
«Решение об аресте принималось на самом верху, потому что семья Арашуковых влиятельна не только на Кавказе, но и за его пределами. На даче Рауфа Арашукова в Хабезском районе отдыхал и Александр Бастрыкин, и сенатор Андрей Турчак, и другие “топы” из политики и силовых структур», — говорит политолог Алексей Чадаев.
Арашуковы — влиятельная в Карачаево-Черкесии семья. Рауль Арашуков много лет возглавлял структуры «Газпрома» на Северном Кавказе. Его называли «газовым королём Северного Кавказа». А его сын Рауф к 30 годам успел побывать депутатом городской думы Ставрополя (2004-2008 годы), помощником бывшего президента республики Бориса Эбзеева, главой Хабезского муниципального района, а также министром труда и социальной защиты республики (в 22 года), а затем ушёл в сенат (2016 год). Но, по словам экспертов, экономическое влияние семья приобрела не во властных структурах, а в «Газпроме».
По словам Алексея Чадаева, скорее всего, делу дали ход из-за хищений в «Газпроме», и фигура отца куда более влиятельна. «Я бы не преувеличивал политическое влияние Арашуковых, это один из кланов, который имел договорные отношения в регионе. Они не образовывали верхушку правительства республики. Его влияние изначально сформировалось из-за курирования газовой отрасли, — согласен старший научный сотрудник РАНХиГС Константин Казенин. — Но в своём Хабезском районе они многим предприятиям и населению оказывали поддержку, что формировало лояльность к клану Арашуковых». Арест Арашуковых не бросает тень на республиканские власти, которые в последнее время не были к ним лояльны. По словам г-на Казенина, дело Арашуковых скорее связано с желанием федерального центра ослабить неформальные институты влияния на всём Северном Кавказе. «Намного важнее сейчас, что придёт на смену этой клановости, которая позволяла облагодетельствовать население. Людям теперь нужны перспективы после краха неформальных институтов», — добавил он.
По словам политолога Николая Силаева, дело Арашуковых может обернуться пересмотром размера задолженности за газ по всему Северному Кавказу. «Когда грозненский суд списал долги жителей Грозного за газ на сумму в девять миллиардов рублей, глава Чечни оправдывался тем, что они были записаны на жителей, которые либо давно умерли, либо не живут в республике. Вполне возможно, что эта схема связана с хищениями Арашуковых», — говорит Николай Силаев. «Газовая проблема на Северном Кавказе включает в себя много аспектов — коррупцию, техническое состояние сетей, хищения ресурсов. Теперь же она, очевидно, становится политической», — говорит Константин Казенин.