В 2016 году ростовский комбайностроительный завод ООО «КЗ “Ростсельмаш”» (входит в холдинг «Новое Содружество») показал рост своих производственных показателей на 30% — в 2015 году на заводе было собрано 4,5 тысячи комбайнов, выручка составила 25,1 млрд рублей, чистая прибыль — 2,7 млрд. На экспорт было отправлено 800 машин (почти 15% от общего объёма выпуска), а в новом цеху на ростовской площадке было собрано около сотни тракторов, выпускавшихся ранее в Канаде. Перспективы ближайших лет будут связаны у завода с экспортом и политикой перевооружения российского села.
Субсидии окупились
Положительную роль для финансового результата сыграли правительственные меры господдержки в русле политики импортозамещения. В прошлом году на поддержку отечественного сельхозмашиностроения было выделено порядка 11 млрд рублей, а также 15,4 млрд рублей — на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам для сельхозпроизводителей по пяти направлениям. Для сравнения, в 2015 году на предоставление субсидий производителям сельхозтехники из федерального бюджета было выделено 5,2 млрд рублей. Деньги в 2016 году пошли на компенсацию скидки в 25−30% в рамках «программы 1432» производителям для аграриев, что позволило им закупить 15,5 тысячи единиц новой техники. При этом система субсидирования была изменена. Средства господдержки целенаправленно выделялись только отечественным машиностроителям на условиях предоставления скидок покупателям. В правительстве считают, что, с одной стороны, это позволило сельхозпроизводителям приобрести новую высокоэффективную технику, с другой — дать толчок к росту её производства.
«Следующие важные механизмы — это субсидирование затрат компаний на НИОКР, субсидирование процентов по кредитам на пополнение оборотных средств, страховая поддержка экспорта и льготные кредиты по линии Росэксимбанка, поддержка национальных стендов сельхозтехники в выставках за рубежом», — считает исполнительный директор Росагромаша Евгений Корчевой. Эти меры положительно повлияли в первую очередь на работу заводского КБ, которое представило сразу несколько технических новинок.
«Только в прошлом году девять моделей зерноуборочных комбайнов были обновлены, — рассказал “Эксперту ЮГ” директор департамента маркетинга “Ростсельмаша” Прохор Дармов. — Вывели на рынок две модели борон, две модели опрыскивателей, в полной серии выпускали новый комбайн RSM-161. Обновили модель кормоуборочных комбайнов — RSM 1401/1403. Вывели в серию две модели новых жаток. Кроме того, был представлен проект инновационной системы дистанционного мониторинга и контроля операций агромашин с модулем параметрического контроля для сельскохозяйственных предприятий Agrotronic™».
Но более всего на росте объёмов производства сказался запуск нового цеха тяжёлых тракторов семейства Versatile, которые ранее производились только в Северной Америке. В прошлом году их произвели около сотни, в нынешнем году планируется увеличить это число в шесть раз.
Новое производство полного цикла было перенесено в Ростов из канадского Виннипега и запущено в июле 2016 года. Первоначально была собрана пробная партия из 50 машин, которые обкатывались на наших полях. До конца года в цеху произвели около сотни тракторов. В настоящее время степень локализации на заводе доведена до 60-70% (окраска, сварка, раскрой, изготовление рам и пр.). При этом машины достаточно экономичны, расход топлива у них меньше, по сравнению со своими отечественными конкурентами. В 2017 году компания планирует выпустить в Ростове порядка 600 машин (450 из них — Versatile 2375).
Причиной переноса части производства Versatile в Ростов собственник называл изменившуюся конъюнктуру российского рынка сельхозтехники и выросший курс доллара, который ранее делал производство тракторов за океаном более прибыльным для «Нового Содружества». Интересно, что ранее совладелец «Нового Содружества» Константин Бабкин в условиях раскручивающегося экономического кризиса и недостаточной, по его мнению, господдержки сельхозмашиностроения, напротив, обосновывал с цифрами на руках невыгодность переезда из Канады в Ростов.
Точка роста — экспорт
В прошлом сельхозгоду «Ростсельмаш» продолжил экспансию на рынки дальнего зарубежья и обозначил своё участие в промышленной зоне в районе Суэцкого канала. Этому способствовал «высокий» доллар, давший ростовским комбайнам дополнительные конкурентные преимущества. Основными точками роста в компании называют поставки в Иран (зерноуборочные комбайны Acros) и Словакию. Кроме того, удалось наладить сборочные производства в Северной Америке, Евросоюзе, Казахстане (Кокшетау), Узбекистане (Чирчикский завод).
«Серьёзно выросли поставки в Литву, Сербию, — рассказал Прохор Дармов. — Укреплены позиции и в Средней Азии. Хорошие перспективы мы видим для себя на африканском континенте. Первые машины отгружены в Судан и Нигерию. Высокая заинтересованность в наших комбайнах есть в Египте, где мы провели испытания и демпоказы зерноуборочной техники. Также развиваемся в Восточной Азии: недавно машины отгружены в Китай. Ещё несколько лет назад “Ростсельмаш” поставил перед собой цель ежегодно открывать на географической карте мира по две новых территории. Мы движемся этим курсом и много работаем, чтобы все планы исполнялись. На международном уровне нам есть куда расти, потенциал трёх-четырёхкратного роста вполне реален».
В компании рассчитывают в ближайшие годы вывести свою продукцию под брендами Buhler, Versatile, FarmKing на рынки Хорватии, Франции, Англии, Китая, Австралии и др. Порой как раз «неростовский» бренд помогает «Ростсельмашу» в продвижении. К примеру, техника ростовского завода под брендом Versatile на фоне санкций успешно продаётся на Украине, куда вход всему российскому крайне затруднён.
В ближайших планах — вывод на рынки Африки новейшего комбайна 3-го класса S300 под брендом Nova, призванного заменить устаревшие «Нивы».
Константин Бабкин не раз заявлял, что экспортный потенциал российских производителей огромен и составляет 15 млрд долларов в год. Требуется лишь необходимая поддержка со стороны федеральных властей, по типу стимуляции продаж для отечественного автопрома. Он также настаивал на субсидировании железнодорожного тарифа для поставок ростовских комбайнов на Дальний Восток.
Перспективы всей отрасли сельхозмашиностроения сегодня вполне очевидны. По данным завода, обеспеченность техникой сельхозпредприятий России в 2000–14 годах значительно снизилась: в 3,4 раза по зерноуборочным комбайнам, в 2,3 раза по кормоуборочным комбайнам, в 3,3 раза по тракторам. Россия, по сравнению с другими западными странами, является безусловным лидером по старению техники. В обновлении нуждаются 85% тракторов и 58% комбайнов; например, в США и Канаде эти показатели соответственно 64 и 40%, в Евросоюзе — 57 и 32%. «Чтобы отечественный АПК мог нормально развиваться, необходимо ежегодно обновлять парк комбайнов как минимум на 11 тысяч машин, а у нас ежегодно в хозяйствах закупается не более 5–6 тысяч», — говорят в РСМ.
«Но 2016 — это был особый год, — отмечает при этом Прохор Дармов. — Впервые за многие годы в парках хозяйств поступление техники преобладало над убылью. До этого парк у аграриев только сокращался. Все сегменты по основным товарным группам показали рост — и в натуральном выражении, и в абсолютном. Это замечательно. Большая часть российских производителей (но это не касается “Ростсельмаша”) столкнулись с ситуацией, когда они были не способны обеспечить спрос на уровне способностей производства».
Стратегией развития сельскохозяйственного машиностроения до 2020 года предусмотрено увеличение парка тракторов с нынешних 435 до 610 тысяч, комбайнов — с 134 до 147 тысяч за счёт внедрения в АПК машин новейших образцов.
На «Ростсельмаше» уже готовятся запустить в серию комбайн Nova, вывести второе поколение «Вектора» и «Торума», расширить линейку поливочной, прицепной техники. В компании считают, что через 5–7 лет конструкторы уже вполне серьёзно будут вести речь о запуске в серию первых беспилотных комбайнов и тракторов.
В 2017 году завод планирует нарастить своё давление на внешних рынках. Развитию предприятия будут способствовать и очередные меры господдержки, объявленные правительством на нынешний год — по данным Минпромторга, их сумма будет увеличена с 11 до 13,7 млрд рублей. Денис Мантуров, глава министерства, уверен, что новые меры по поддержке экспорта позволят к 2018 году удвоить поставки российской техники за рубеж, а к 2025 году — увеличить поставки российской сельхозтехники на экспорт вчетверо.